Адаптационная площадка в детском саду

Как правило, воспитатель дошкольного учреждения знакомится с новичком, когда родители впервые приводят его в группу. Понимая тревогу и неуверенность малыша, педагог пытается успокоить его, наладить доброжелательные отношения, завлечь интересной деятельностью. В первую встречу беседует с родителями об особенностях личности ребёнка, о состоянии его здоровья, привычках, интересах.

В дальнейшем инициаторами бесед о ребёнке нередко выступают родители. Во время таких встреч педагог, получивший возможность наблюдать за воспитанником и непосредственно общаться с ним, изучивший его адаптивные возможности, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, даёт родителям советы и рекомендации по более быстрому и безболезненному привыканию к детскому саду.

Идея организации адаптационной игры, в которой участвовали бы и педагог, и родители, и дети накануне поступления в дошкольное учреждение, возникла давно.

В практике такая форма работы получила название «адаптационная площадка». Впоследствии многие дошкольные учреждения стали организовывать подобные площадки, помогающие социализации детей раннего и дошкольного возраста. Видимо, идея была настолько своевременна, а название удачно, что органично прижились в практике детских садов. Большинство педагогических коллективов наполнили адаптационную площадку своим содержанием, видоизменив идею до неузнаваемости.

Произошло это то ли из-за незнания методики проведения или непонимания основополагающих элементов, то ли «начинка» не понравилась. В любом случае хотелось бы более подробно рассказать о ней. Тем более, что восемь лет собственной практики подтвердили жизнеспособность идеи и показали прекрасные результаты.

Адаптационная игра более успешна в обстановке, имитирующей дошкольное учреждение. Поэтому желательно проводить её прямо в группе с выходом на прогулку. Продолжительность пребывания на ней в тёплое время года — 2—2,5 часа, посещение свободное. Лучшие результаты получаются при включении в игру родителей ребёнка, его братьев и сестёр, если они есть, или близких взрослых.

Начинается адаптационная игра с прихода детей в детский сад, где их встречает воспитатель, в роли которого выступает педагог-психолог или другой, заранее обученный специалист, и вовлекает в разнообразную деятельность, которая не даст скучать детям. Дети (и родители) делают зарядку, читают книги, рисуют, играют в подвижные игры. Ритм игровой активности снижается во время «завтрака» и «обеда», а затем «укладывания спать».

По просьбе воспитателя родители (или другие близкие взрослые) наблюдают и отмечают в ребёнке:

Этот родительский анализ позволит им самим определить степень адаптационных возможностей ребёнка, выделить те проблемы, над которыми предстоит поработать. Адаптационную площадку, как правило, посещают дети раннего и младшего дошкольного возраста, так как именно на этом возрастном этапе большинство родителей решают отдать своего ребёнка в дошкольное учреждение. Хотя не исключается возможность присутствия на площадке и старших детей. Однако для всех возрастных групп крайне актуальной и нередко сложной является проблема взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Многие малыши раннего возраста не испытывают выраженной потребности в непосредственном контакте со сверстниками, предпочитают лишь наблюдать за их действиями, на площадке играют самостоятельно или с близкими взрослыми. «Домашние дети» 4—6-летнего возраста нередко отличаются отсутствием коммуникативных и организаторских умений в совместной деятельности, их общение со сверстниками порой носит конфликтный характер. Учитывая данную проблематику, воспитатель не только организует прямую работу по обучению дошкольников способам правильного взаимодействия и реагирования, но и поощряет контакты между воспитанниками разного возраста.

Тактично и терпеливо педагог объясняет родителям значимость общения для саморазвития ребёнка, советует, как помочь малышу вступить в контакт с новыми для него людьми, сделать общение содержательным и интересным, повысить игровые умения. Посещение адаптационной площадки особенно желательно для чувствительных, тревожных детей. Чтобы у ребёнка не сформировалось ошибочное представление о том, что в детском саду дети находятся вместе с мамой (или другими близкими людьми), родителям, чьи дети с радостью приходят на площадку и не хотят уходить, спокойны, доброжелательны, активны, с удовольствием участвуют в совместной деятельности, охотно выполняют просьбы воспитателя, можно рекомендовать отдавать ребёнка в детский сад, реже посещать адаптационную площадку или оставлять малыша на некоторое время одного.

О. Терёхина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх