Адаптация молодого воспитателя к педагогической деятельности

В настоящее время в качестве важнейшего принципа образования выдвигается деятельностный подход, нацеленный на обращение к самой личности, её актуальности, самостоятельности, постоянной потребности в самосовершенствовании. В сфере профессиональной деятельности возникает проблема вхождения молодого специалиста в педагогическую деятельность.

В связи с этим возникает потребность в уточнении понятий «адаптация» и «профессиональная адаптация», выявлении особенностей адаптационных процессов в современных условиях, отработке диагностических методик изучения уровня профессиональной адаптации, определении путей оказания помощи начинающему воспитателю.

Возникнув в специальных науках, термин «адаптация» получил широкое распространение в различных отраслях наук и обогатился новым содержанием. Так, если в биологии под адаптацией подразумевается выживаемость особей, в медицине – жизнедеятельность человека в норме и патологии, то в социологии и психологии адаптация ассоциируется с процессом и результатом установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой.

С социологической точки зрения адаптация есть приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной социальной среде. Сущность её заключается в том, что в процессе вхождения в новую социальную среду субъект адаптации и его окружение согласовывают цели совместной деятельности и средства достижения этих целей. Каждая личность, став субъектом деятельности, определенным образом приспосабливает и реорганизует свои особенности в связи с характером деятельности.

Эффективность реадаптационного процесса определяет микроклимат, инновационное пространство педагогического коллектива и успешность закрепления направленности личности молодого педагога на работу в учреждении образования, овладения им профессиональным мастерством, выработки индивидуального стиля деятельности, становления авторитета.

Адаптивности присущи три уровня – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Им соответствуют три группы педагогов. В первую группу входят педагоги, которые с первого года самостоятельной работы уверенно и быстро идут к овладению педагогическим мастерством. Их отличает ярко выраженная профессиональная направленность, нравственная и психологическая подготовленность к педагогической деятельности, профессиональная компетентность, ответственность за результаты труда, творческое отношение к передовому педагогическому опыту. Вторую группу составляют педагоги, которые медленно овладевают педагогическим мастерством. Им свойственна недостаточная теоретическая и методическая подготовленность, отсутствие должной требовательности к себе, некритическое отношение к собственному практическому опыту, конфликтность. У некоторых из них сформирована завышенная самооценка, мешающая строить правильные взаимоотношения с членами педагогического коллектива. В третью группу входят педагоги со слабой подготовкой по педагогике, психологии, методике воспитания и обучения. Они не знают особенностей детей, плохие организаторы. У многих из них невыразительная речь, бедный словарный запас, скованность в общении с коллегами, детьми, родителями.

Адаптированность характеризуется профессиональной направленностью личности, уровнем интериоризации профессиональных функций, степенью овладения педагогическим мастерством, оценкой коллективом профессиональной компетентности воспитателя. Смысловая нагрузка, вложенная в понятия «адаптивносить», «адаптированность», позволяет выделить такие показатели адаптированности воспитателя, как уровни его профессионального мастерства и профессиональной компетентности, основу которых составляет симбиоз специальных, психолого-педагогических знаний, профессиональных педагогических умений, культуры педагогического мышления.

Различая понятия, адаптивность и адаптированность выделяют высокий, средний и низкий уровни адаптированности.

Низкий уровень адаптированности отличает воспитателя, неопределенно представляющего себе цели педагогической деятельности, подменяющего их решением сиюминутных практических задач. В отборе методов и средств педагогического влияния на дошкольников он действует стихийно, используя, хорошо знакомые и удобные для него методы. Анализ работы проводит лишь в случае неудач, предпочитая оценивать отдельно взятый прием или средство воздействия на детей. Самообразованием не занимается. Такой воспитатель, как правило, не испытывает удовлетворения от своей работы.

Воспитателям, адаптированность которых соответствует среднему уровню, присуща ориентация на воспитательно-образовательный процесс как основную цель педагогической деятельности. Анализ собственной деятельности носит эпизодический характер. Самообразованием занимаются от случая к случаю. Удовлетворения от работы получают редко, но уверены, что их способности соответствуют педагогической деятельности.

Воспитатели с высоким уровнем адаптированности характеризуются тем, что они с первого дня пребывания в дошкольном учреждении широко и перспективно воспринимают цели педагогической деятельности и обоснованно отбирают методы и средства воздействия на дошкольников, аргументировано доказывают их целесообразность, преемственность, взаимообусловленность. Для таких воспитателей свойственны постоянный анализ проводимой работы, сопоставление результатов с перспективной целью и поэтапными задачами, что является основанием для корректировки и поиска наиболее эффективных методов и средств воздействия на дошкольников. Они занимаются самопознанием и самообразованием, высоко оценивают свои способности к педагогической деятельности и уверены, что они отвечают требованиям выбранной профессии, получают удовлетворения от работы.

Управление сложным процессом оптимизации адаптации молодых воспитателей невозможно без учета факторов, влияющих на эти процессы.

К ним относятся:

  • Психологическая готовность к предстоящей деятельности. Это целостное проявление мировоззренческой, нравственной, профессиональной, эмоциональной, волевой, эстетической, физиологической характеристик воспитателя.
  • Профессиональная подготовка, полученная педагогом в вузе т.к. она во многом обеспечивает профессиональную компетентность, профессиональную направленность личности, готовность к педагогической работе.
  • Интеллектуальный уровень молодого воспитателя. Определяется не только знанием педагогической деятельности, но и мировоззрением, широтой кругозора, общей подготовкой, эрудицией. Это то интегративное качество, которое включает в себя знания в различных областях деятельности, умение ими оперировать в процессе общения и обучения дошкольников.
  • Приспособление к новым бытовым условиям жизни, новым традициям и обычаям микросреды. Сюда относятся и жилищные условия. Недооценка руководителем этого фактора отрицательно сказывается на эффективности «вхождения» воспитателя в профессиональную деятельность.
  • Руководство администрацией процессом адаптации. Оно должно включать: индивидуальную работу с начинающим воспитателем, изучение его профессиональной компетентности, психологической готовности к педагогической деятельности; посещение занятий молодого воспитателя и оказание ему методической помощи; выделение наставника и организация работы по совершенствованию педагогического мастерства; оценка деятельности молодого воспитателя, включение его в научно-исследовательскую проблему, над которой работает педагогический коллектив; оснащение воспитательно-образовательного процесса техническими средствами.
  • Моральное стимулирование. Оно укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность его деятельности.
  • Наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе. В его формировании особое значение имеют такие условия, как единство коллектива, общность профессиональных взглядов его членов, психологическая совместимость, взаимное дополнение характеров воспитателей. Если педагогический коллектив имеет сложившуюся педагогическую позицию, сформированные общественно значимые отношения, то он увлекает своим настроем молодого воспитателя, помогает ему проявить свою индивидуальность.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх