Автодидактические игрушки

Автодидактические игрушки — значит самообучающие. В самом своём строении они несут способ употребления, «подсказывают», какие игровые действия с ними можно производить, что отвечает воспитанию самостоятельности в игре. Ребёнок сам догадывается о способе действий с игрушкой и учится через собственные действия, поиск правильного решения задачи.

Народная педагогика, учитывала потребность ребёнка в познании предметов окружающего мира и создала классические образцы собственно-дидактических игрушек (пирамидки на стержне, цилиндры со снимающейся крышкой, сборно-разборные сюжетно-дидактические игрушки и др.).

Богатейшая коллекция игрушек такого рода собрана в Музее игрушки в г.Сергиев Посад Московской области. Вначале дидактические игрушки изготавливались для детей в семье «в часы досуга и потехи ради». Массовое «шествие» но территории России они начали со второй половины XIX века, когда во многих районах Московской, Горьковской, Кировской областей сложились крупные центры производства деревянных токарных игрушек. Всероссийскую известность и мировое признание получили бабенские токарно-полированные игрушки. Название промысла происходит от названия деревни Бабенки в Подольском районе Московской области.

Ассортимент выпускаемых деревянных изделий отличался внушительным разнообразием: погремушки, пирамидки, бирюльки, вкладыши и др. Исследователи считают этих мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей (яйца, грибы, шары, матрёшки, мисочки и т.п.).

В совершенстве художественного исполнения токарных изделий бабенским кустарям не было равных. И по сей день эти игрушки привлекают и радуют своей прекрасной отделкой, яркостью цвета, точностью формы, умной и весёлой выдумкой. Конструкция игрушек будит любознательность ребёнка, толкает его на догадку, побуждает к действию.

Игры и занятия с дидактическими игрушками побуждают ребёнка к активной умственной деятельности, начинающейся с элементарных действий руки, с решения методом проб и ошибок простейших глазомерных задач, выводящих затем дошкольника на путь сложнейших мыслительных операций: классификации, анализа, синтеза, обобщений, умозаключений и др.

Большинство игрушек данного вида обладают возможностью самоконтроля, благодаря чему малыш может самостоятельно обнаружить и исправить ошибку, а вместе с тем и правильно решить задачу, поставленную самой игрушкой. Контроль заключается в том, что если действия неверны, результат не получится.

Так, вкладывая матрёшек, надевая на коническую основу кольца, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут её допустить, благодаря конструкции игрушки. В пирамидке на конусе отверстия колец имеют разную величину, поэтому провести маленькое кольцо до основания пирамидки невозможно. А если ошибиться в последовательном подборе частей-вкладышей, то не получится вложить их одну в другую так, чтобы составить одну игрушку. После нескольких игр-экспериментов ребёнок начинает понимать это. Оценка результатов деятельности может производиться и другими способами: с помощью светового или звукового сигнала, который свидетельствует о правильности решения; с помощью образна, к которому может прибегнуть играющий для сравнения и др.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх