Читайте детям больше стихов

Согласно исследованиям поэтических предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, по характеру на первом месте у детей — стихотворения юмористические и повествовательные.

Исходя из использования в них различных элементов стихотворной речи, дети предпочитают стихотворения с ярко выраженной рифмой, далее идут белый стих (метрический стих без рифмы), верлибр (свободный стих), лирическая поэзия, на последнем месте хайку (японский стих, состоящий из 17 слогов и трёх строф). Исследователи пришли к выводу, что больше всего детям нравятся юмористические стихи, стихи о животных и знакомых им явлениях. Старшие дошкольники больше предпочитают стихи сказочного, фантастического характера, в то время как дети 9—10 лет — реалистические стихотворения.

Несмотря на эти различия в предпочтениях, все дети отличительным признаком поэзии считают рифму. По их мнению, она должна присутствовать в любом современном стихотворении, как и в большинстве произведений классической поэзии. Исследователи пришли к выводу, что дети, вероятнее всего, осуществляли свой выбор, ориентируясь в большей степени не на содержание стихотворения, а на наличие или отсутствие в нём рифмы.

Во всех проведённых исследованиях по данному вопросу изучалось не только мнение самих детей, но и взрослых, которые с ними работают. Оказалось, что взрослые не смогли правильно определить, какие стихотворения нравятся детям. Вот почему очень важной проблемой является выбор поэтических произведений.

В работе с детьми необходимо использовать стихотворения, содержащие такие элементы, как рифма, ритм, особенности звучания. По своему характеру это должны быть стихотворения юмористические, повествовательные, занимательные (различные истории); по содержанию — про животных и знакомые явления.

Кроме того, необходимо читать детям стихотворения, которые нравятся самому педагогу, что окажет положительное эмоциональное воздействие на малышей. Для дальнейшего развития читательских предпочтений, вкусов детей в области поэзии необходимо не только использовать в работе произведения, которые нравятся детям, но и знакомить их с другими видами поэзии для развития способности к оценке на основании как формы, так и содержания поэтического произведения. Необходимо, чтобы они воспринимали как можно больше поэзии разного характера.

Названные исследователи отмечают, что выявленные предпочтения детей в большинстве случаев отражают недостаточный опыт в области поэзии, характер и содержание программ по литературе, развитию речи в дошкольном учреждении и школе. Дети выбирают те произведения, которые чаще всего слышат. Инстинктивное стремление дошкольников к звуковым явлениям, ритму, рифме первоначально вызывает у них интерес к поэтическим произведениям, но он постепенно исчезает к концу обучения в начальной школе. Джордж Норвелл обращает внимание на то, что именно в возрасте от 9—10 до 12 лет дети начинают терять интерес не только к поэзии для детей, но и не проявляют интереса к поэзии для взрослых. Эти данные также подтверждаются в исследовании Энн Терри, которая отмечает наличие этой тенденции при переходе детей в средние классы.

Таким образом, педагоги и родители могут не только способствовать развитию естественного стремления детей к поэзии в младшем возрасте, но и оказывать отрицательное воздействие, вызывая впоследствии глубокое неприятие к ней.

Среди факторов отрицательного влияния на естественное влечение детей к поэтическим произведениям Джордж Норвелл, Энн Терри выделяют следующие: бедные по содержанию хрестоматии для детей дошкольного и младшего школьного возраста; неприятие поэзии самими педагогами и родителями; заучивание стихотворений, определённых самим педагогом, без учёта интересов детей; слишком детальный анализ поэтического произведения и т.д.

Одним из основных условий становления детского словесного творчества в области поэзии является сформированность эстетического восприятия — «специфического познания объективной действительности, происходящего в форме художественных образов» (А.В. Запорожец). Восприятие произведений искусства, в частности, литературных, — сложный процесс, к которому любой человек должен быть подготовлен. Без целенаправленного обучения оно не будет полноценным, правильным, полным. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, восприятие которых характеризуется как «наивный реализм» — самый распространённый тип неадекватного восприятия и оценки художественных произведений, когда воспринимающий человек как бы не различает произведение искусства и окружающую жизнь. Восприятие поэтических произведений неразрывно связано с их сочинением, влияет на развитие детского творчества в области поэзии.

К.И. Чуковский выделяет несколько этапов в развитии детского стихового творчества:

  • До двух лет — это ритмический лепет, многократное повторение рифмованных звуков, рифмованные слова (ва-ва, ба-ба). Это ещё не стихи, а наиболее простой для ребёнка способ усвоения фонетической системы родного языка.
  • С двух до пяти лет — создание «экикик», своеобразных стихов, непосредственно связанных и возникающих во время движений ребёнка, игры.
  • С пяти до десяти лет — возникновение переходных от «экикик» литературных стихов, создание белых, свободных стихотворений.
  • С двенадцати до тринадцати лет — появление собственно литературного творчества.

Ребёнок первоначально в своих первых стихах отражает впечатления, получаемые в окружающем его мире. До пяти лет создание стихов носит спонтанный, ярко выраженный эмоциональный, игровой характер. В его речи возникают так называемые «экикики». Это объясняется тем, что в процессе овладения родным языком ребёнок связывает слова в звуковые и смысловые пары: по аналогии, по контрасту. Эти пары ритмичны, в них очень часто присутствует рифма. Дети дошкольного возраста таким образом систематизируют слова, принадлежащие к одной языковой (чаще всего грамматической) категории. Создание такого рода стихотворений имеет свои особенности.

«Экикики» непосредственно связаны с игрой ребёнка, с движением, вследствие чего повторяются многократно, и обычно их объём не превышает двух строк. В их основе лежит напев, характерный также для многих форм фольклорных произведений. Главными в стихотворении для детей являются ритм, который должен соответствовать выполняемой в этот момент деятельности, и рифма. Для сохранения этих особенностей дети очень часто изменяют слова: используют усечение, формоизменение. Чаще всего такие спонтанные сочинения пишутся хореем. Первоначально они носят индивидуальный характер, но потом постепенно приобретают коллективные черты, «обобществляются».

Кроме «экикик» в этом возрасте дети часто сочиняют и «дразнилки». Так же, как и «экикики», они носят ярко выраженный эмоциональный характер, характер экспромтов, пишутся хореем, в них часто встречаются повторы и звуковая вариация первого слова. Большинство детских стихов отличаются чёткой графичностью, представляют собой своего рода рисунки. Очень часто используются повторы начальных слов каждой строки, но иногда и последних слов (влияние древних форм фольклора).

Этот этап — необходимое условие и важный показатель речевого и интеллектуального развития малыша. Только после 5-летнего возраста можно говорить о создании стихотворений, имеющих не ярко выраженный игровой характер, а непосредственно связанный с литературным развитием ребёнка. Больше внимания дети начинают уделять содержанию, смыслу. Именно в этот период (с 5 до 10 лет) они склонны к подражанию, так называемым перепевам. Они заимствуют у любимых поэтов рифмы, темы, заглавия, иногда даже целые стихотворения. Однако такой своеобразный «плагиат» является одним из источников развития собственного творчества. В этот период поэтическое творчество детей постепенно полностью отделяется от игровой деятельности и выделяется в отдельную, самостоятельную деятельность.

Для ребёнка сочинять стихи — это естественное стремление. В.А. Сухомлинский считал, что «в детстве каждый ребёнок — поэт», но не в силу своих природных особенностей, а в силу восприятия прекрасного в жизни и искусстве, ведь поэтическое творчество доступно каждому ребёнку, а не только одарённым детям.

Что же необходимо делать, чтобы развивать это естественное стремление ребёнка к сочинению стихов?

  • Читать как можно больше поэтических произведений разных жанров и форм.
  • Обогащать представления детей, так как творчество ребёнка в большей степени опирается на его жизненный опыт.
  • Оценивать детские сочинения.
  • Использовать наглядные модели при обучении детей стихосложению, чтобы уделить больше внимания содержанию стихотворения на первых порах.
  • В качестве образца использовать детские сочинения.
  • Можно предложить ребёнку иллюстрировать его любимые стихотворения и поэтические произведения.

В настоящее время предлагается начинать обучение детей созданию рифмованных текстов с трёх лет посредством игровых упражнений, заданий, которые осуществляются в определённой последовательности, с использованием наглядных материалов и моделей. Сначала, в младшем дошкольном возрасте, детей учат подбирать рифмы к словам, создавать две-три рифмованные строчки о предметах и объектах окружающего мира, картинках, сказочных персонажах. В среднем и старшем — пробуют сочинять четырёхстрочные стихотворения, смешные стихи из пяти строк (лимерики) по разным моделям, по мотивам произведений, постепенно формировать способность к оценке собственных сочинений.

Давайте попробуем больше читать своим детям стихов. Начнём с малых фольклорных жанров (потешек, загадок, считалок), небылиц, потом перейдём к стихотворениям и сказкам в стихах, басням. Не бойтесь сами сочинить что-нибудь, а мы вам в этом поможем.

Давидович А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх