Игрушки-забавы: основные характеристики

Назначение: призваны развлекать, вызывая положительные эмоции; в процессе действий с игрушками ребёнок приобретает опыт восприятия цвета, звука, движения, что необходимо как для сенсорного развития, так и для развития зрения, слуха, моторики.

Степень готовности: готовы к использованию.

Материал: выполнены из дерева, пластмассы, ткани.

Размер: крупные, средние, мелкие.

Звучание: неозвученные; игрушки с устройствами, вызывающими мелодическое звучание; звучание, изображающее голоса птиц, зверей, домашних животных и др.

Образное решение: реалистические с элементами условности, условные игрушки.

Цвет игрушек-забав: имеют яркое, декоративное оформление.

  • игрушки разных цветов: основных цветов спектра, нежных пастельных тонов, хроматических цветов;
  • игрушки одной цветовой гаммы (красный и розовый, синий и голубой, жёлтый и оранжевый и т.п.);
  • игрушки с сочетанием разных цветов (тёплого и холодного, контрастных цветов: красный и синий, жёлтый и сиреневый, зелёный и оранжевый и т.п.).

Динамичность: обеспечивается за счёт механических устройств (баланс, шарниры, противовесы и пр.).

Хранение: дети раннего возраста не могут самостоятельно пользоваться игрушками-забавами, поэтому игрушки хранятся недоступно в шкафу взрослого; дети от трёх лет и старше получают в свободное пользование только те игрушки, которые являются безопасными по конструкции.

Функции: коммуникативная, развивающая. В процессе ситуативно-делового и эмоционально-личностного общения благодаря игрушке осуществляется контакт ребёнка с миром природы и техники, для него создаётся атмосфера тепла, доброжелательности, хорошего настроения.

Одна из старинных, но не стареющих игрушек

Предлагаем тему для общения по поводу любимой всеми поколениями детей игрушки. О какой игрушке идёт речь, подскажут загадки:

Не летаю, не хожу, а верчусь я и жужжу.

Я устану — перестану, упаду и полежу.

Это — волчок-юла. Деревянные, металлические и пластмассовые, расписные и неокрашенные, без дополнительных устройств и со звучащим эффектом — они покоряют сердца всех без исключения малышей. Как завороженные, дети наблюдают за весёлой юбочкой игрушки-юлы, когда она танцует. Такое простое движение — закрутить волчок, а сколько старания нужно приложить — и удовольствие в твоих руках!

Рекомендуем провести вместе с детьми следующие занятия:

1. Прочитать и предложить детям обыграть по ролям диалог из рассказа Константина Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»:

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!»

Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным углам комнаты, но скоро им обоим стало скучно.

2. Попросите ребят ответить на вопросы:

— Отчего брату и сестре стало скучно?

— С какими игрушками они могли бы играть вместе?

— Что это за игрушка «волчок», и чем она привлекает брата?

3. Рассмотрите вместе с детьми различного типа волчки (иллюстрации).

4. Организуйте выставку игрушек-забав из домашних коллекций.

Древняя игрушка

Высокий уровень развития Древней Греции и Древнего Рима отобразился в создании интересных автоматических игрушек. Древнегреческий мыслитель Аристотель упоминает об игрушках, которые приводились в движение при помощи падающего песка или ртути. Знаменитый пифагорейский философ Архит из Таренты сообщает о летающем голубе, который начинает движение при помощи находящегося внутри воздуха. Ещё за 150 лет до новой эры зафиксировано изобретение греческого математика и физика Герона — чирикающие птички.

С самого начала народная игрушка выполняла несколько функций, являясь детской забавой, предметом магии, украшением жилища. Такая многофункциональность сделала её одним из важнейших средств воспитания. С помощью этих произведений народного искусства старшее поколение передавало, а младшее принимало и сохраняло накопленный народной педагогикой опыт.

Глиняная народная игрушка в ряду других народных игрушек-забав выделяется своим древним происхождением, связанным изначально не с функцией забавы, а с обереговой функцией.

Деревянная народная игрушка появилась несколько позже. Придавая ей подвижный характер, специально создавали для забавы детей. В конце ХIХ — начале ХХ века изготовление деревянной игрушки некоторыми мастерами, жителями одной местности, носило характер промысла. Игрушка производилась для продажи на ярмарках в городах и вывозилась для продажи за её пределы.

Р. Туфкрео


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх