Что рождает позитивное самоотношение ребёнка

Что могут сделать родители, семья для психологического здоровья ребёнка? Очень много. Особенно в семье первые годы его жизни, в раннем детстве. И прежде всего — в формировании такой составляющей психологическое здоровье как положительное самоотношение, позитивный образ себя. Для этого важно прежде всего — чтобы ребёнка любили.

«Мы и так любим своего малыша», — предвидим ответную реакцию некоторых родителей. И действительно, какая мать (отец) не проявляют внимание, любовь, ласку к своему ребёнку, …, но, как правило, при ряде условий («если ты будешь себя хорошо вести», «если ты перестанешь капризничать», «если соберёшь свои игрушки», «если…». Малыш же нуждается в безусловной любви своих родителей. Любви, которая принимала бы его таким, какой он сейчас есть (плачущим, неумеющим, боящимся самостоятельно скатиться с горки, веселым, озорным, больным и т.п.). Для позитивного самоотношения ребёнка, позитивного образа себя важно признание взрослым права малыша на разные чувства, состояния (не только радости, сочувствия, но и страха, ревности, гнева и др.) Противопоказано же — грубое давление, пресечения, упрёки в его адрес.

Проявляющий безусловную любовь взрослый поддерживает ребёнка просто потому, что считает это правильным. «Соль» такой любви тонко подмечена В. Берестовым.

Любили тебя безо всяких причин,

За то, что ты — внук, за то, что ты — сын.

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

Обретение такой опоры, чувства защищенности, пожалуй, самые главные, весомые «плоды» безусловной любви. Именно такое безусловное внимание к ребёнку, принятие его и создает основу позитивного образа матери, так значимого, как мы уже знаем, для последующего самовосприятия малыша, образа себя. Безусловная любовь родителей к своему малышу — во многом залог его положительного представления о себе. Но этим не ограничивается формирование позитивного образа себя. Значимо и конкретное поведение взрослых по становлению и укреплению у самого маленького члена семьи позитивного здоровья. Действуя в этом направлении, важно учитывать, что ребёнок раннего возраста, хотя и мал, и так беспомощен (особенно младенец), но очень чувствителен к эмоциональному состоянию взрослого, его голосу, мимике, тактильным контактам с ним. Уже на первом году жизни малютка хорошо улавливает интонации человеческого голоса. Используем это в общении с ним: применяя положительные интонации в спокойном разговоре с ребёнком, поглаживая его при этом по головке (тельцу), нежно беря на руки, дадим почувствовать — ты не одинок, ты любим, нам хорошо, приятно с тобой… Чуть позже (уже с конца первого года жизни) родители могут способствовать сохранению и укреплению положительного отношения малыша к себе, позитивного образа-Я путем обогащения «репертуара» его предметных, орудийных действий. Взрослый сможет помочь в зарождении позитивной самооценки, чувства гордости малыша (так же связанных с психологическим здоровьем) и проявляя сопричастность в создании ситуаций успеха при самостоятельном применении приобретенных новых умений, действий в ходе исследования среды, преодолении встречающихся при этом трудностей.

Этому будет способствовать и забота родителей по созданию, «обогащению» самой развивающей среды малыша (и дома, на даче также). Важно, чтобы она позволяла ребёнку проявить своё «Я», новые её грани, которые бы не оставались не замеченными взрослыми. В том числе — достижения в двигательной сфере. Есть немало оснований уделить ей и условиям для двигательной деятельности особое внимание в этот период жизни ребёнка (да, да — и когда думаем о психологическом его здоровье). И вот почему: познание ребёнком себя, своих возможностей происходит впервые, как правило, в процессе движений. Успехи в ходе двигательной деятельности — важная «база», основа для позитивного самоотношения малыша. Яркая эмоциональность, которая свойственна ребёнку на ранних этапах развития, в значительной степени питается моторной деятельностью. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин, один из первых подметивший эту связь, писал по этому поводу: «В движениях ребёнок находит источник живой радости… Эмоция радости, повышенного самочувствия и является субъективной стороной, сопровождающей напряжение жизненных процессов, вызываемое двигательной деятельностью». Как же значимо это эмоциональное состояние для психологического здоровья!

Следует принять во внимание и то, что на становление образа-Я ребёнка сказывается не только отношение родителей к нему, но и физическое здоровье малыша, а также то, как они, взрослые, реагируют на ситуацию его болезни. Для психологического здоровья малыша важно не допускать длительной фиксации родителей на заболевании ребёнка. В противном случае, возникает нарушение эмоциональной составляющей образа себя, формируется негативное самоощущение (И.М. Слободчиков). Вместе с тем, важно позаботиться и об укреплении физического благополучия такого ребёнка, профилактике возможных заболеваний в этом возрасте. Возьмем себе на вооружение народную мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух».

В формировании позитивного образа — Я малыша огромную роль играет и самооценка родителей, их отношение к жизни: родители, позитивно к себе относящиеся, находящие удовлетворение в своей жизни на работе и дома, способны в большей степени своим взаимодействием с ребёнком сформировать у него положительный образ-Я, уверенность в себе, нежели родители с невысокой самооценкой, пессимистическим взглядом на жизнь, неудовлетворенные как ею, так и собой.

Приведем пример общения двух разных мам со своими детьми в идентичной ситуации: ребёнок очень хочет покататься с новой высокой крутой горки во дворе, но боится.

Пример I. Вова (2 г. 10 мес.) забрался на горку, но съехать не решается. На лице — амбивалентные эмоции: с одной стороны, очень хочется съехать, с другой — страшно. Мама: «Съезжай скорей! Все смотрят на тебя, будут смеяться. Дети скажут: «Он ещё маленький, боится всего!» Ты же мальчик! Не будь трусом!». В итоге Вова, не решившись съехать с горки, разворачивается и со слезами на глазах спускается по лесенке вниз. При этом мама даёт сыну резкую отрицательную оценку — не только конкретному поступку, но и личности в целом: «Мне стыдно за тебя. Ты трус! Позор!»

Пример II. Настя (2 г. 9 мес.) забралась на горку, но съезжать не решается. Противоречивые эмоции переполняют девочку, и она начинает плакать. Мама её поддерживает: «Доченька, я понимаю, что ты беспокоишься о том, будет ли все в порядке, не упадешь ли ты, не ударишься ли. Ты ведь ещё ни разу не каталась с такой горки. Но если ты очень хочешь съехать с этой горки, то наберись храбрости и сделай это. Ты же смелая девочка! Эта горка специально сделана для детей, ты видела, как они катаются. Главное — крепко держись, и тогда все будет хорошо. Тебе будет весело! А следом за тобой съедут другие дети, им уже не терпится это сделать. Я буду находиться рядом и страховать тебя». Настя собралась с духом и съехала с горки. Следующие два раза она просила маму «подстраховать» ее, а затем уже выразила желание кататься самостоятельно.

Очевидны различия в самооценке, степени уверенности в себе двух мам и, соответственно, их способности принять своего ребёнка таким, какой он есть, и поддержать его в трудной ситуации. Нетрудно догадаться, какая самооценка, какой образ-Я будут формироваться у каждого из этих малышей в результате взаимодействия со своими мамами.

Е.А.Панько, Е.П.Чеснокова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх