Дети об организме человека

Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?

organizm_rebenkaНа протяжении дошкольного детства в результате получения ответов на эти и другие вопросы, у ребенка постепенно формируется система «Я» как система представлений о самом себе. Она складывается на основе взаимодействий со взрослыми и включает в себя, в том числе, образ физического «Я» — тело и его функции. В процессе взросления становление личности ребенка связано с самостоятельным формированием первоначального его осознания и отношения к себе как к физическому существу.

В младшем дошкольном возрасте формируются элементарные представления детей об их внешнем виде, о внешних частях тела. Дети с удовольствием обнаруживают, что помимо таких частей тела как голова, ноги, руки, спинка, животик есть и другие части тела. Например, мальчик с восторгом сообщает маме:

  • Мама, что я знаю! У меня подмышки есть!

Однажды обнаружив, что помимо тех частей тела, которые постоянно во время гигиенических процедур называют взрослые, есть и другие, ребенок начинает обследовать себя, организует самонаблюдения. Например, лежа в кровати, с загадочным видом ребенок ощупывает свои ребра и удивляется:

  • Мама, а что это?
  • Где?
  • У меня там ступеньки какие-то…

Знакомясь с частями тела, узнавая, как они называются, ребенок стремиться их сущность передать своими словами:

  • локти — это коленки на руках.
  • этот маленький пальчик — мизинчик, а остальные — указательные!
  • эта ножка правая, а эта … безымянная.

Детей этого возраста также интересует, откуда у человека берутся разные органы, последовательность их появлений. Например:

  • Волосы растут из кожи, а кожа, откуда берется?
  • Мама, а когда у меня зубов не было, язык был?

Будучи уверенными в этом возрасте во всемогуществе взрослого человека, дети думают, что родители могут все сдать, все исправить:

  • Дедушка, наблюдая за внучкой, беспокоится:
  • Катя, осторожно! Упадешь и отломаешь свой носик!

Катя спокойно:

  • Мама новый купит!
  • Знакомые, рассматривая ребенка, комментируют:
  • Г лаза у него папины…
  • Носик — мамин.
  • Лоб — дедов.

Сережа, с обидой:

  • А где же мое?

Знакомясь с разными частями тела, дети задумываются над тем, для чего они необходимы:

  • — Брови для того, чтобы сердиться.
  • — Волосы для красоты… А лысина для чего?
  • — Почему не две правые ноги? А то я все ошибаюсь, когда надеваю ботинки.

И родители, и педагоги, общаясь с детьми младшего дошкольного возраста, большое внимание уделяют вопросам гигиены. Однако, у малышей своя точка зрения по этому вопросу:

  • ребенок категорически заявляет:
  • Лицо мыть я не хочу. Разве я лицом ем пирожки?
  • мальчик пытается разобраться.
  • Мама, сколько тебе лет?
  • Тридцать.
  • А дедушке?
  • Шестьдесят.
  • И вы каждый день умываетесь?
  • Конечно.
  • Как это вам не надоело?
  • Девочка готовится идти в садик. Тщательно умывается.

Мама:

  • А зубы, почему не чистишь?
  • А зубы мы не показываем.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать такую природную закономерность как рост и развитие всех живых организмов. Под влияние взрослых дети замечают, что они сами изменяются, развиваются, растут. Этот процесс вполне наглядный и для детей младшего дошкольного возраста. Сами дети ощущают, что носочки стали малы, брючки стали короткими, кофточка — тесная, шапочка уже не налезает на голову. Процесс своего роста и развития дети оценивают следующим образом:

  • — Я немножко маленькая, немножко большая.
  • — Я уже большая! Ростом с три с половиной года.
  • — Я взрослая! Я уже выше твоего кармана на халате!
  • — Я уже большой, даже бегать умею.

В среднем дошкольном возрасте у детей уже сформировался определенный круг представлений об организме человека. Они уже более уверены в своих суждениях:

  • о прочности различных частей тела человека. Так на беспокойство матери о том, что сын отморозил щечки, ребенок спокойно отвечает:
  • А они у меня крепко приклеены, не отпадут!
  • о строении частей тела человека. Ребенок рассматривает растопыренные пальцы и спрашивает:
  • Папа, а ты знаешь, как устроены пальцы?
  • Ну, не совсем…
  • Так вот. В пальцах есть косточки, потом немного мяса, а потом тоненькие рельсы для крови! А кровь красная.
  • о последствиях своих действий различными частями тела. Так на замечание взрослого «не ковыряй в носу — палец сломаешь!», ребенок спокойно реагирует:
  • Ну. Я уже столько раз ковырял — и ни разу не сломал.

Дети 4-5 лет задумываются над необходимостью определенного количества частей тела, и делает выводы о целесообразности способа их функционирования:

  • ребенок интересуется:
  • Папа, знаешь, почему у человека один рот?
  • Почему?
  • Во-первых, на лице не хватает местности, во-вторых, двух рук мало, чтобы в два рта запихивать.
  • мальчик рассуждает:
  • Язык нужен человеку для того, чтобы каша в горло не проваливалась.
  • девочка спрашивает:
  • Знаешь, зачем человеку две руки? Чтобы за одну папа держал, а за другую — мама.
  • ребенок, выяснив, что у него есть нервы, заявляет:
  • Так я же с их помощью и злиться могу!

В среднем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться фактом своего рождения, и их рассуждения по этому поводу обычно вызваны конкретной ситуацией:

  • Ребенок интересуется:
  • Мама, ты помнишь, как я родился?
  • Помню.
  • А я не помню. А где я родился? Давай сходим туда, я и вспомню, как я родился.
  • Мама сердится на сына, полушутливо говорит:
  • И откуда ты такой взялся.

Мальчик рассудительно:

  • Сама родила.
  • Нет, я тебя купила.
  • Неправда, потому что не бывает дня покупания, а день рождения.
  • Дедушка рассказывает:
  • Мы с бабушкой родили Наташу и Юру, а твои родители родили тебя.

Внучка:

  • Меня родила мама, а папа только помогает воспитывать.

У детей на пятом году жизни познавательные интересы смещаются с познания отдельных фактов на понимание процесса. Так, в частности, детей уже не устраивает осознание самого факта развития, они стремятся выяснить причины, последовательность и результаты этого процесса.

  • Утром Сережа сидит на кровати и рассуждает:
  • Мама, я расту с ног или с головы?
  • Мальчик играет во дворе. Мама зовет:
  • Дождь идет, скорее домой.
  • Ничего. Зато буду расти хорошо, как морковка.
  • Девочка увидела маленького ребенка и возмутилась:
  • В конце концов, когда все люди станут взрослыми?

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный круг знаний о себе. Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании:

  • Дети чаще задумываются над обобщенными свойствами, характеристиками частей тела человека. Например, рассуждая над чем, для чего нужен нос, ребенок приходит к выводу:
  • Для чего нужен нос? Чтобы дышать. А еще для чего? Для насморка.

А задумавшись над взаимосвязями таких органов как рот и язык, ребенок приходит к умозаключению:

  • Мама, а знаешь, что рот для языка?
  • Нет.
  • Домик!

Рассуждая над характером движения ног человека, ребенок делает вывод:

  • Одной ногой ходишь, другой помогаешь.
  • Детей начинают интересовать не только те части тела человека, которые они видят непосредственно, но и внутреннее строение своего организма. В силу недостатка представлений дети в своих рассуждениях опираются на те признаки, которые соответствуют их интересам, склонностям, желаниям, потребностям. Например, пообедав, ребенок смотрит на пустые тарелки и спрашивает:

-Мама, а в животе есть полки?

  • Зачем?
  • Чтобы кушанья там лежали.

Наблюдая, как мама потрошит курицу, ребенок интересуется:

  • А у меня тоже в животике кишки?
  • Да.
  • А когда я их проглотил?
  • Увеличение объема представлений у детей о собственном организме содействует положительному восприятию своего физического «Я». Так рассматривая себя в зеркале, девочка приходит к выводу:
  • Что мне кажется: чем больше у меня выпадает зубов, тем я красивее.
  • Осознание процесса развития организма человека в целом подводит детей к понятию «смерть». Дети пытаются разобраться в значении данного этапа в жизни человека. Так в процессе рассуждения по этому поводу, ребенок пришел к выводу:
  • Мама, знаешь, почему люди умирают?
  • Почему же?
  • Чтобы не толпились.
  • Дети критически оценивают информацию, получаемую от взрослого о происхождении человека. Дети скептически относятся как к теории Дарвина, так и религиозной теории происхождения жизни:
  • Папа, а как люди стали человеками.
  • Люди произошли от обезьян.
  • А почему тогда не все обезьяны захотели стать человеком?

Узнав о том, что Бог создал человека, ребенок посочувствовал:

  • Как мне жалко первого человека!
  • Почему
  • Потому, что у него не было мамы!

Таким образом, мы видим, что в стихийном познании организма человека у ребенка преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается только на те признаки, которые соответствуют его интересам, потребностям. Более разнообразные и глубокие представления детей об организме человека формируются у детей в процессе работы педагога по реализации содержание раздела «Организм человека» образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования.

Стреха Е.А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх