Детские площадки в саду, на даче и игры на них

Рубрика: Статьи

как сделать детскую площадку своими рукамиОбустраивая свой сад или двор, дачный участок, располагая на участке постройки, нельзя забывать и о наших детях. То, что с точки зрения взрослого человека выглядит привлекательным, детям может показаться непонятным и чуждым. Чтобы ваш двор или сад стал действительно любимым местом для детей и оставил в их памяти на всю жизнь самые яркие воспоминания, при планировании следует всерьёз продумать дизайн и расположение детской площадки.

Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. Ведь эта площадка должна в первую очередь понравиться нашим детям, а не нам с вами.

Оборудование детской песочницы, качелей, горки или сказочного домика потребует от вас и вашего дизайнера на время вернуться в детство, не забывая при этом, однако, и о тех мерах, которые обеспечат детям спокойное и безопасное пребывание во дворе. Учитывать придётся и возраст детей. Как правило, при строительстве детских площадок имеют значение две возрастные категории (ранний и старший дошкольный возраст).

Детям дошкольного возраста чаще всего нравится всё яркое, сказочное, необычное, загадочное. Площадка, все элементы которой выглядят именно такими, наверняка придётся им по душе. Самый лучший материал в этом случае — дерево. Крохотный рубленый домик, в котором ребёнку так легко вообразить себя в сказочной волшебной стране, может своими линиями напоминать дизайн основного строения — дети ведь так любят подражать взрослым. А украшен может быть деревянной резьбой, рождая ассоциации с любимой сказкой, таинственностью, волшебством.
Иногда детские домики строят отдельно, иногда совмещают с деревянной горкой, бассейном, песочницей и т.д. Рядом часто располагают песочницы с весёлыми навесами — грибками от палящего солнца и непогоды и качели на крепких деревянных столбах. Можно раскрасить их в самые невероятные цвета, оформить детский городок из уже готовых пластмассовых построек (домики, горки, качели, лесенки, турники, бассейны и т.д. Это тоже очень практичные и безопасные постройки. Но всё вместе должно образовывать единый архитектурный ансамбль, гармонирующий с вашим основным ландшафтом. Важно, чтобы с самого раннего возраста ребёнок учился понимать и чувствовать красоту и гармонию во всём окружающем. Детскую площадку важно расположить так, чтобы дети, играющие, например, в песочнице, были хорошо видны вам и из окна дома, и с основного участка.

Детям старше 6 лет в песочнице уже не интересно. Да и качели, пожалуй, не тот спортивный снаряд, который заинтересует активного ребёнка. Значит, следует учесть, что рано или поздно кое-что на площадке придётся заменить. Например, место песочницы могут занять спортивные лесенки или игровые стенки, баскетбольный щит. В зависимости от величины детской площадки можно опять-таки скомбинировать несколько сооружений и создать интересную спортивно-игровую композицию.

Деревянные (пластмассовые) конструкции при этом наиболее актуальны. Вероятнее всего детская площадка будет использоваться и зимой. Металл, кстати, обладает уязвимым свойство буквально притягивать к себе детские языки в лютый мороз. Многие пострадавшие в результате такого необоснованного любопытства потом надолго сохраняют кошмарные воспоминания о собственной глупости. Деревянная же поверхность обладает незаменимыми достоинствами. Даже если зимой вы вдруг ухватитесь за деревянную перекладину голыми руками, это не снизит ваш рекорд по количеству подтягиваний. Но стоит только представить под ладонями жгучий холод металла и подходить к такому спортивному снаряду уже не захочется. Хотя варианты комбинирования нескольких строительных материалов часто дают неплохой результат.

Естественно, детская площадка для малыша (до трёх лет) и для более старшего ребёнка (4—7 лет) — конструкции совершенно разные и требуют разного наполнения. Поэтому для начала определимся с возрастными особенностями детей.

Что же можно посоветовать для малышей 6—18 месяцев?

Считается, что для крохи до года двор оборудовать специально не стоит. Достаточно вынести в тёплый период года на улицу те игрушки, с которыми малыш играет в помещении, постелить на мягкую травку яркий коврик. Но уже в этом возрасте ребёнку будет интересно заползать в красивый маленький домик (без порожков и острых углов) и возиться в песочнице, естественно, только под присмотром взрослых. Песочница для малыша до двух лет может быть совсем маленькой (например, пластмассовый тазик), так как друзей по играм, как правило, ещё нет, да и желание и умение строить грандиозные замки и тоннели появится позже.

Устанавливать стационарную песочницу для такого маленького ребёнка нет нужды, лучше, если её можно будет переносить в любое место — и маме удобней, и малышу интересней.

Детям такого возраста необходимо находиться почти всё время при взрослом, поэтому переносная песочница и любимые игрушки располагаются то там где находится грядка, миксбордер, клумба, то на крылечке или возле скамейки — в общем, кочует за взрослыми по всему участку.

Если предполагается, что малыш будет оставаться на улице какое-то время без прямого присмотра взрослого, обязательно нужен манеж, который можно как вынести на время из помещения, так и оборудовать стационарный.

А ребёнок после полутора лет может какое-то время играть один, да и песка для воплощения творческих фантазий, строительства курганов и катания грузовичков ему, научившемуся управлять игрушками и «стихией», теперь требуется гораздо больше.

Дети в возрасте 2—3 лет всё ещё предпочитают играть в одиночестве или в компании одного-двух сверстников (за исключением некоторых коммуникабельных натур). Поэтому просторная площадка пока не нужна — среди множества ярких конструкций малыш будет чувствовать себя одиноко. А вот специально оборудовать даже небольшой уголок уже стоит.

Несомненно, большим успехом у двух-трёхлеток будет пользоваться горка высотой ската в 1,5 роста ребёнка с широкими ступеньками, чтобы юный исследователь мог встать на них всей ножкой. В этом возрасте дети любят качалки-горки, карусели, неглубокие бассейны (они могут быть выносными и стационарными). А девочкам особенно понравится пластиковый или деревянный домик со скамеечками внутри, невысокие качели, балансиры.

А теперь поговорим о детях 4—6 лет. Наконец-то пришло время для полноценной игровой площадки с горками, несложными спортивными комплексами, разнообразными качелями. Полотно горки для детей такого возраста может быть в два раза больше роста ребёнка, обязательно с бортиками. Лесенки при правильном физическом развитии ребёнка могут быть уже со ступеньками-перекладинами. Но даже при соблюдении этих условий ещё не окрепшие ножки маленьких спортсменов могут сорваться, поэтому нужно уделить особое внимание покрытию площадки для детей двух-пяти лет — оно должно быть нескользким и хорошо смягчать удар. По той же причине все углы у игровых комплексов скругляют или закрывают специальными насадками. Лучше, если большинство элементов будут выполнены из пластика или мягких материалов (сейчас можно приобрести надувные горки), а металлические части обёрнуты поролоном и брезентом.

Для дальнейшего обустройства уголка на природе пригодятся качели-прыгалки и балансиры, а также обычные верёвочные. В этом возрасте уже уместен невысокий турничок.

На игровом пространстве прекрасно приживётся и небольшой надувной бассейн (лучше с надувным дном, так как земля в любую погоду остаётся холодной и ребёнок может простудиться). Если донышко тонкое, под него можно постелить линолеум или коврик. Чтобы вода меньше загрязнялась, перед бассейном стоит поставить тазик с водой, в которой дети будут мыть ноги от песка и пыли.

Дети постарше с большим желанием резвятся в более просторном бассейне. И ведь наверняка им захочется не только освежиться, но и попускать кораблики, побрызгаться. Однако если они не всегда будут находиться под присмотром взрослых, диаметр бассейна должен быть меньше роста ребёнка.

Стационарную песочницу можно сделать самим, вырыв в глинистой почве неглубокую ямку, заполнив рамку, сбитую из досок, или приобрести готовую. В продаже много готовых песочниц — от самых простых, четырёхугольных, до ярких чаш в виде раковин, животных или конструкций-домиков и прочей милой детскому сердцу и разуму атрибутики. Для одного ребёнка потребуется примерно четверть кубометра песка.

Естественно, песочницу надо делать на том месте, где почва не очень мягкая, а утоптанная. Бывший огород для этого не подойдет, там весь песок уйдёт в почву вместе с дождевой водой. Во избежание этого на дно песочницы можно постелить пластик или в крайнем случае полиэтилен. Время от времени, особенно весной, в первый приезд на дачу, песок надо хорошенько рыхлить, частично или о возможности заменить весь. Рекомендовано менять песок два раза в год.

Обязательное условие — крышка, закрывающая песок от осадков и нежелательного вторжения домашних животных в то время, когда песочница не используется, и не только для малыша, но и для детей постарше, а при открытой крышке песочницы можно использовать крышку как стол и скамеечку.

Желательно, чтобы песочница располагалась под навесом, в тени дерева или имела собственный зонтик-«грибок».

Чтобы в песке было удобно возиться, можно расставить по доморощенной «пустыне» несколько низеньких скамеечек.

Играть с песком и водой можно одновременно. Если у вас на даче есть своя песочница, вы можете поставить туда тазик с водой (или пластмассовое ведёрко, закопав его в песок, чтобы оно не перевернулось). Предложите малышу насыпать песок в тазик с водой и, наоборот, лить воду в песочницу, чтобы было легче играть с песком. Можно выкопать две ямки, затем наполнить одну из них водой и прокопать совочком канавку ко второй ямке — часть воды перетечёт из одной ямки в другую. Сделайте горки из песка и выкопайте рядом с ними «озёра». И далее — всё, что подскажет вам ваша фантазия.

Например, в песке живут забавные песочные человечки, а в воде — весёлые водяные. Оказывается, они очень любят играть друг с другом. Песочные человечки построили красивый дом, а водяные сделали рядом с домом озеро. Песочные человечки построили на песке железную дорогу, водяные наполнили водой речку, мимо которой мчится игрушечный поезд. Давайте подружимся с песочными и водяными человечками и поиграем все вместе.

Главное условие успешного функционирования детской площадки для ребёнка любого возраста — её безопасность. Особенно актуально это, когда ребёнок совсем маленький. Поэтому взрослым необходимо несколько раз проверить все нехитрые приспособления на прочность и безопасность. Особенное внимание стоит уделить бортикам на манеже или загончиках: если они не сплошные, то расстояния между прутьями должны быть малы настолько, чтобы ребёнок не мог просунуть голову, а те части тела, которые помещаются в отверстия (ручки, ножки, пальчики) должны так же свободно выходить, не застревая. Не забудьте просмотреть покраску и как отшлифованы деревянные поверхности.

Дети, особенно только начавшие ходить, часто падают. Поэтому нужно обязательно обратить внимание на размеры бортиков. При падении из любой точки манежа ребёнок не должен ударяться о борт головой или грудью, поэтому ограждения нужно делать достаточно высокими.

Кроме первых маленьких побед родителям нужно приготовиться и к неприятным сюрпризам, которых, впрочем, можно избежать.

Помимо качелей наибольшая опасность на детской площадке исходит от каруселей и горок. Не ленитесь, проверяйте все качели на себе. Лучше упадёте с них вы, чем ваш малыш. Деревянные ступеньки — они могут сгнить и проломиться именно под вашим чадом. Потрудитесь проверить содержимое песочницы — в ней могут оказаться битые стёкла и прочие опасные предметы.

Уголок для ребят нужно располагать с подветренной стороны, в тени от дома или раскидистого дерева, так как детям противопоказано долгое время находиться на солнце, а игры на таких площадках, как правило, не ограничиваются несколькими минутами.

Опасным для ребёнка может быть не только солнце, но и «жильцы» сада и огорода. Поэтому возле места, отведённого для детских игр, не должно быть грядок с зеленью (укропом, петрушкой, кинзой) — эти растения на солнце выделяют эфирные масла, которые могут вызвать аллергию. По той же причине не стоит высаживать рядом с площадкой паслёновые.

Нежелательно соседство и с обильно цветущими и плодоносящими деревьями, потому что они привлекают пчёл и ос.

Так как детская площадка — место бурных действий, рядом не должно быть колючих кустарников, ведь малыши, разбежавшись, могут угодить в «шипастый» плен. А вот грецкий орех — идеальный сосед для резвящейся ребятни. Раскидистое дерево имеет несколько преимуществ: под ним почти не растёт трава и вам не придётся регулярно стричь газон, солнце, пробравшись сквозь листву, становится гораздо безобиднее, а само дерево очень ветвистое, по нему удобно лазить и строить в кроне домики.

Крепкие ветви можно использовать в качестве опоры для верёвочных лестниц, канатов и качелей. Если нет ореха, подойдёт старая яблоня, груша или слива, только не плодоносящая — во-первых, не жалко, во-вторых, не привлекает насекомых.

Устраивая площадку для дошколят, нужно учитывать, что дети в этом возрасте очень подвижны, поэтому кроме стационарного комплекса нужно предусмотреть место с гладким покрытием, позволяющим пользоваться детским транспортом. Если участок небольшой, дорожку можно расположить кольцом вокруг основных элементов (комплекса, домиков, качелей), однако на расстоянии, не позволяющем ребёнку при падении со спортивного комплекса удариться о твёрдое покрытие.

Чем покрыть детскую площадку?

Какой бы не была площадка — маленькой или большой, богато оснащённой или «сдобренной» парой турников, — вопрос покрытия остаётся актуальным. Выбор наиболее подходящей поверхности зависит от возраста детей и способа использования самой площадки.

Плиты или бетон. Хотя поверхность, вымощенная плитами или литым бетоном, представляет собой наиболее прочную площадку, её нельзя рекомендовать в том случае, если на площадке будут играть, съезжать с горок, взбираться на какую-либо конструкцию маленькие дети.

Преимущество бетонного покрытия в том, что оно быстро высыхает, и дети могут играть сразу после дождя. Следует выбирать плиты с гладкой поверхностью, так как на текстурных вероятность поцарапаться больше.

Гравий, как и бетон — не самое подходящее покрытие для подвижных игр и, кроме того, камешки разбрасываются и переносятся на обуви.

Песок подходит только для покрытия небольших участков вроде основания гимнастического комплекса, горки или иной высокой конструкции, так как смягчает падение и предотвращает возможность серьёзной травмы.

Газон является самым подходящим покрытием для детской площадки, несмотря на то, что он быстро повреждается при проведении на нём подвижных игр. Подсев и ремонт готовой дерниной ранней осенью позволит газону восстановиться и снова стать пригодным для использования следующей весной.

Деревянное покрытие, хотя и не практикуется для больших площадок, может оказаться полезным для игровой зоны, на которой установлен гимнастический комплекс.

Итак, выбирайте сами, что вам больше подойдёт.

Детская площадка спланирована. А теперь остаётся приятно проводить время с детьми.

Где наши дети получают первый опыт коллективного общения? Конечно же, в песочнице. Малыши до трёх лет в силу своих физиологических особенностей умеют играть только раздельно. А играть вместе их должны научить взрослые.

Что малыш делает с песком?

Ребёнок в полтора-два года не может по-настоящему лепить куличи. Поэтому самый главный человек в песочнице — это мама, бабушка или старший ребёнок. Нужно лепить куличи для малыша, он будет видеть, как вы это делаете, и пытаться повторить. Куличи можно разложить в разных местах участка (в тени, на солнышке, под большими листами растений, в воде и т. д.) и затем с ребёнком понаблюдать, что стало с куличами из песка. А также можно организовать игру «Где кулич?». Но вот самое интересное занятие для малыша — ломать куличи. Поэтому не сердитесь, когда он тут же сломает все ваши «творения».

Покажите ребёнку, какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и как из сухого. Все действия необходимо комментировать словами. Какие интересные игры можно организовать в песке с разнообразными формочками для песка (закрепить можно здесь и форму, и цвет, размер). Всё время покупать формочки довольно накладно. Их можно сделать из разных пластиковых бутылочек и баночек. Помимо формочек для песка из этого бросового материала можно изготовить воронки для песка и воды или совочки и воронки одновременно, если срезать бутылку сбоку.

Научите малыша насыпать песок в ведёрки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи, заливать водой, засыпать камушками.

Можно лепить из мокрого песка заборчики, башенки, животных (черепаха, зайчик, и т.д.). В процессе игры в песочнице покажите ребёнку пустое ведро, полное и заполненное наполовину. Спросите, какое ведро будет тяжелее — полное или неполное. Из песка можно высыпать дорожки разной формы, украшая их веточками или листочками.

Играть, конечно же, можно не только с песком.

На оборудованной площадке для детей можно организовать сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больница», «Путешествие», «Автомобили и пешеходы», игры-постановки «Теремок», «Репка», «Три медведя», подвижные игры «Догони», «Кто не успел?», «Добеги и прыгни», «С кочки на кочку», «Картошка в ложке», «Догони мяч», «Пройди и не задень», экологические игры «Принеси, что скажу», «Угадай, что в руке», «Деревья, травы, кусты, цветы», «Добеги до куста», «Добеги до цветочка», «Собери урожай», игры наших бабушек «Салочки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Городки», «Чижик, кот и мыши», «Гуси-гуси». Эти игры знакомы всем взрослым, играть можно разными вариантами, и детям будут они очень интересны.

ПРИВЕДЁМ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИЗ ЭТИХ ИГР

«Бегом к дереву (кустику, цветочку)».

Игра для детей 2—3 лет. Она поможет развить словар¬ный запас ребёнка и разовьёт его физические способности.

Прогуливаясь с ребёнком по двору, саду, участку или по парку, скажите: «Я хочу побежать к тому дереву». Возьмите ребёнка за руку и бегите к дереву. Потом бегите в другие места: к кустам, скамейке, песочнице. Каждый раз чётко проговаривайте, куда именно вы бежите. Затем, когда малыш освоится, вы будете только говорить, а малыш побежит уже один. Дети, которые умеют говорить, могут сами сказать, куда они бегут.

Обязательно надо хвалить ребёнка, это придаст ему силы и желание играть дальше.

«Спрыгни с предмета (с кочки на кочку)».

Это увлекательная игра, которая поможет вашему ребёнку не бояться высоты.

Найдите на участке, огороде предмет небольшой высоты, на который можно поставить ребёнка (это может быть невысокая скамейка, песочница, ящик из-под фруктов, пенек). Поставьте его и возьмите за руки. Главное, чтобы он не испугался. Помогите ребёнку спрыгнуть с коробки или с предмета на предмет и обязательно похвалите: «Молодец, ты настоящий смельчак».

«Забава с лупой».

В этой игре ребёнок научится наблюдательности. Наверное, у вас дома найдётся увеличительное стекло, вот и возьмите его с собой на прогулку. Сядьте с ребёнком на траву, подстелив одеяло, дайте малышу цветок или камешек. Покажите, как смотреть на них через лупу. Побеседуйте о том, каким большим выглядит камешек, если рассматривать его через этот предмет. Прогуливаясь во дворе, поищите что-нибудь подходящее для ваших целей. Посмотрите через лупу на лист и на то, что под листом, исследуйте кору дерева. Возьмите немножко земли и посмотрите, не ползает ли там кто-нибудь.

Помогите ребёнку разглядывать сквозь увеличительное стекло его тело. Обратите внимание на то, какими грязными кажутся через лупу его ручки. Это подходящий повод поговорить о том, как важно мыть руки, чтобы на них не было микробов. Скорее всего ваш ребёнок захочет постоянно носить лупу с собой, чтобы рассматривать через неё окружающий мир.

«Платок с сюрпризом».

Игра для детей 2—4 лет. Возьмите с собой на прогулку большой головной платок и мяч. Платок возьмите за два угла, а два других угла пусть держит в руках ваш ребёнок. Положите мяч на середину платка и попробуйте встряхи¬вать платок так, чтобы мяч подпрыгивал. Когда мяч упадёт, пусть малыш поймает его и снова положит на платок. Кроме мяча можно использовать и небольшие игрушки. В этой игре ваш ребёнок познакомится с некоторыми законами природы — узнает, что подброшенный предмет летит вверх.

«Кучер».

Очень часто бывает, что ребёнок 2—3 лет не хочет идти по улице рядом с мамой, капризничает, отбегает в сторону. Предложите ему поиграть в забавную игру. Выходя из дома, возьмите с собой обычную верёвку. Закрепите один конец у себя на поясе, а другой дайте малышу. Теперь вы «лошадь», а ваш ребёнок «кучер».

«Сломанная машина».

Представим себе, что надо тащить на буксире в гараж сломанную машину. В качестве буксира используем ту же верёвку. Машина — вы или ваш ребёнок. Гараж можно сделать в любом месте: под кустом, в углу дворика, в углу огорода или в песочнице.

«Игра с тенью».

В солнечный день, гуляя по улице, обратите внимание ребёнка на тени, которые движутся рядом с вами. Встаньте на тень ребёнка, а он пусть встанет на вашу тень. Расскажите малышу, откуда появляется тень и почему она ходит за вами по пятам. Объясните, что когда не будет солнца, исчезнут и тени.

«Прогулки босиком».

В жаркий летний день очень полезно маме и малышу прогуляться босиком. Для этой прогулки надо выбрать чистую лужайку, полянку, участок в саду и т.д., проверить её на наличие опасных предметов (битого стекла и т.д.). Пройдитесь босиком по разным поверхностям (по песку, гладкой гальке, по асфальту, траве и пр.). Такие прогулки помогают ребёнку развивать ко¬ординацию глаз и ног.

«Чистые камушки».

Положите несколько камушков различной формы и размера в пластиковый пакет. Выйдите с малышом из дома, взяв с собой пакет с камушками, старые тряпочки и кувшин воды. Наполните пакет водой и мойте камушки тряпочкой.

Пусть ребёнок также помоет камушки. Во время мытья камушков напевайте что-нибудь вроде:

Моем, моем камушки,

Моем вместе с мамочкой.

Будут они чистые,

Блестящие, лучистые.

Обратите внимание малыша на то, что многие камушки изменили после мытья свой цвет.

«Знакомство с природой».

Игра для детей 2—4 лет. Она не только развивает речь, но и помогает знакомиться с окружающим миром. Прогуляйтесь с малышом по окрестностям. Когда на вашем пути будет встречаться что-то интересное, останавливайтесь и беседуйте об этом.

Общайтесь с цветами, насекомыми, с травой от имени ребёнка, произнося примерно следующее: «Здравствуй, травка. Меня зовут Андрюша. Мы с мамой гуляем по окрестностям. Привет тебе, привет!» И т.д.

«Путешествие».

Игра развивает речь, память, мышление и помогает знакомиться с окружающим миром. Предложите ребёнку (детям) отправиться в путешествие по дачному участку, по огороду, в ближайший лес. Когда на вашем пути будет встречаться что-то интересное, останавливайтесь, рассматривайте и беседуйте об этом. Соберите букет цветов, листьев, мха, шишек. После «путешествия» поставьте букеты, листья засушите, из мха и шишек сделайте композиции. Если соберёте ягоды, фрукты, овощи, приготовьте что-нибудь вместе.

«Лесная пантомима».

Игра развивает наблюдательность ребёнка, его воображение, пластику движений. Количество игроков, любое. Могут играть и взрослые, и дети.

Каждый участник игры по очереди изображает какое-то животное или растение, а зрители отгадывают, что он задумал. Возможные варианты приведены ниже.

1. Дует слабый ветерок — дерево слегка шелестит листьями. Дует сильный ветер — дерево раскачивается и гнётся.

2. Семечко прорастает, прокладывая себе путь через почву. Постепенно оно превращается во взрослое растение и на нём распускаются цветы.

3. Ползают муравьи, «совещаются», помогают друг другу тащить груз: например, все вместе тащат упирающуюся «гусеницу».

4. Заяц скачет по лесной полянке. Вот он остановился, испуганно прислушался и поскакал в лес.

5. Лесная птица перелетает с дерева на дерево и с помощью клюва и коготков достаёт насекомых из трещинок в коре деревьев, с веток или листьев.

«Алёнушка и Иванушка».

Все в детстве читали или слышали сказку про сестрицу Алёнушку и её братца Иванушку. Младший брат Иванушка не слушается сестрицу, и с ним случаются разные неприятие истории. Вот и сейчас он заблудился в лесу. Он должен найти Алёнушку.

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать её: «Алёнушка!» Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!» Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

«Деревянная Марья».

Количество игроков — от двух до трёх человек. Выбирается водящий, он становится спиной к игрокам. Остальные игроки становятся на расстоянии 5—7 м. Водящий поворачивается спиной, выкрикивает два раза: «Деревянная Марья, Деревянная Марья! Стоп!» — и поворачивается. За это время игроки должны пробежать к водящему и замереть. Если водящий обнаруживает бегущего игрока, он его называет, и тот становится водящим. Победитель тот, кто первый добежит до ведущего и дотронется до него. Остальные продолжают, пока не определится следующий водящий.

«Мяу!».

Игра подходит даже для самых маленьких. Она не только занимательна, но и приучает малышей не бояться темноты. Играть в неё лучше в сумерках в саду или в поле, где есть деревья и кустарники. Естественно с малышами должен быть взрослый.

Его назначают «мамой». Самого проворного ребёнка выбирают «кошкой» и дают ему 2 минуты, чтобы спрятаться, затем играющие под надзором «мамы» отправляются на поиски. Они окружают место, где, по их мнению, спряталась «кошка». «Мама» требует, чтобы «кошка» подала голос, а все остальные готовы броситься на этот голос и схватить «кошку». Вдруг «мяу» раздаётся совсем с другой стороны. Все бегут туда, вытягиваясь длинной цепью. Но проворная «кошка» уже обошла цепь, и ловцы снова обмануты. Если им кажется, что они всё-таки обнаружили «кошку», то они опять требуют громкого мяуканья. Хотя «кошка» и не обязана отвечать, само её молчание может подсказать ловцам, что она где-то поблизости. Игра продолжается до тех пор, пока «кошка» не будет поймана.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Во многих семьях мяч — любимая забава. Наверняка и ваш малыш давно с ним познакомился. Сначала это был большой гимнастический мяч, на котором мама покачивала малыша, укладывая то на живот, то на спинку, то на бочок. Как только ребёнок научился хорошо сидеть, он сам катал мяч по полу, толкая руками. Мяч — хороший тренажёр в любом возрасте. Только задание малышу следует давать по силам.

Возьмите на прогулку мячик средних размеров (18—20 см в диаметре) и предложите ребёнку с ним поиграть в разные игры. Предлагаем описание некоторых из них.

«Лови мяч».

Игра для самых маленьких, кто только учится удерживать мяч в руках. Это занятие помогает ребёнку лучше координировать движения. Для игры надо слегка сдуть пляжный мяч. Он должен быть достаточно лёгким, чтобы ваш малыш мог его бросать. Один взрослый должен стоять примерно в 1 м от ребёнка и бросать ему мяч. А вы встаньте за малышом и помогайте ему сделать несколько первых пасов. Покажите, как следует держать руки, чтобы поймать мяч.

А известно ли вам, что бросать и ловить мяч можно тремя разными способами — обеими руками от груди, из-за головы и снизу?

«Весёлые соревнования».

Если с вами играют другие дети, устройте между ними весёлые состязания. Давайте проверим, у кого из малышей лучше получится:

— бросить мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше;

— бросить мяч высоко вверх и поймать двумя руками;

— покатить мяч вперёд и постараться догнать;

— бросить мяч в цель с разного расстояния правой, а затем левой рукой;

— бросать мяч друг другу без предупреждения — кто поймает;

— ударить по мячу ногой — у кого дальше укатится;

— выложить камушками дорожку и прокатить по ней мяч;

— положить на расстоянии камушки (ведра с водой, пакеты с песком) и попытаться прокатить между ними мяч.

Если вы играете вдвоём с малышом, пусть он соревнуется с вами, только не забывайте проигрывать маленькому спортсмену.

«Стрельба по мишени».

Малыш уже ловко управляется с мячом? Пора устраивать соревнования. Нарисуйте на бумаге (кусочке обоев) мишень диаметром 1 м и прикрепите её к забору на уровне глаз ребёнка на расстоянии 60—100 см. Пусть бросает мяч поочерёдно правой и левой рукой. Удачные броски отмечайте фломастером прямо на мишени. Ваш ребёнок научится точно бросать мяч.

«Гольф».

Можно научить ребёнка играть в мини-гольф на детской площадке. Возьмите небольшой мячик (лучше теннисный). Клюшку для гольфа легко заменить простой палочкой. Покажите малышу, как надо закатывать мяч в ямку на поляне. Сначала у ребёнка может ничего не получиться. Но постепенно он научится этой увлекательной игре.

«Катим мяч с горки».

Посадите ребёнка на невысокую горку, дайте ему мяч, а сами встаньте у её основания. Малыш катит мяч с горки так, чтобы вы успели его поймать. Объясните ребёнку, что мяч нужно катить, а не бросать.

«Боулинг».

У вас всегда дома найдутся пустые пакеты из-под молока и кефира. Поставьте их в ряд на ровной дорожке и предложите малышу сбивать их мячом с расстояния 1,5—2 м. Постепенно увеличивайте расстояние до мишеней.

«Футболисты».

На участке, в саду, на поляне найдите ровную площадку, на которой можно отрабатывать удары по мячу. Возьмите небольшой резиновый мячик, чтобы ребёнку было легко и удобно бить по нему. Встаньте напротив ребёнка на расстоянии 10—15 шагов и отбейте мяч ребёнку. Он ответит вам обратным броском сначала, возможно, неточным. Когда ребёнок наберётся опыта, можно будет провести во дворе среди детей дружеский футбольный матч. Предварительно проверьте, все ли игроки умеют бить по мячу.


«Прокати мяч через тоннель».

Для этой игры нужны три или четыре человека.

Старшие брат или сестра, друзья и соседи с радостью поиграют с вами и вашим малышом. Попросите их встать друг за другом, расставив ноги в стороны. Кто-нибудь один должен стоять у конца этого тоннеля, чтобы ловить мяч. Покажите малышу, как катить мяч через тоннель прямо в руки ловящего. Продолжайте играть до тех пор, пока ваш ребёнок не станет прокатывать мяч без вашей помощи. Позвольте малышу самому половить мяч.

Ядвига ШАБАЛА

Понравился материал? Нажмите на «Лайк» и «Ретвит», и расскажите о нём друзьям!

Похожие материалы

Оставить комментарий или два