Детский талант, или как выявить одарённого ребёнка

Семинар-практикум для педагогов

Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах раскрытия и развития детской одарённости.

Материал и оборудование: мольберт, лист бумаги формата А3, разрезанный на 6 секторов с цифрами от 1 до 6, плакаты со словом «талант» и с изображением лица ребёнка, карточки с терминами по темам «одарённость», «темперамент», мешочек с предметами (часть конструктора с гайкой, микрофон, парик, кубик Рубика, кегля, книга, увеличительное стекло, кисть); по две карточки с изображениями «+» и «—», стикеры, маркеры на каждого участника.

Участники — педагоги учреждения дошкольного образования.

Ход семинара

В центре зала мольберт, на нём лист бумаги формата А3, разрезанный на 6 секторов с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Педагогам-участникам необходимо будет выполнять задания по секторам, поочерёдно открывая цифры.

Ведущий (В.). Уважаемые педагоги, рада видеть вас на семинаре-практикуме. Тема нашей встречи — одарённость.

Существует устойчивое выражение «зарытый талант». Мы попытаемся открыть то, что скрыто от обычного взгляда людей и не лежит на поверхности, постараемся строить свою работу в дальнейшем так, чтобы таланты и способности наших воспитанников не остались «зарытыми».

Сектор 1 «Темперамент»


Цель: проверка знаний педагогов терминологии по темам «одарённость», «темперамент». Педагоги выбирают карточку и заканчивают предложение.

В. В психологии различают четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик.

Ведущий называет качества, присущие каждому из типов темперамента, педагоги-участники отгадывают его.

талантливые дети

В. Общительность, дружелюбие, словоохотливость, отзывчивость, деятельность, энергичность, беспечность, лидерство. (Сангвиник.) Пассивность, осмотрительность, чуткость, миролюбие, управляемость, надёжность, уравновешенность, спокойствие. (Флегматик.) Покладистость, необщительность, замкнутость, пессимистичность, сдержанность, ригидность, тревожность, уныние. (Меланхолик.) Активность, оптимизм, импульсивность, переменчивость, возбудимость, агрессивность, беспокойство, раздражительность. (Холерик.)

Сектор 2 «Виды и характеристика одарённостей»


Цель: актуализация знаний педагогов по видам одарённостей и их характерным признакам.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся предметы (часть конструктора с гайкой, микрофон, парик, кубик Рубика, кегля, книга, увеличительное стекло, кисть). Педагогам предлагается достать предмет, соотнести его с одним из видов одарённости, назвать характерные признаки.

Для выполнения задания используется тест-анкета, разработанная де Хааном и Г. Кафом.

Сектор 3 «Формы и методы работы с детьми»


Цель: расширение знаний форм и методов работы с одарёнными детьми через обмен опытом.

Педагоги-участники рассказывают и демонстрируют используемые в профессиональной деятельности формы и методы работы с одарёнными детьми.

Сектор 4 «Требования к личности педагога»


Цель: ознакомление с требованиями к личности педагога в работе с одарёнными детьми, проведение самоанализа.

Каждый педагог-участник получает по две карточки с изображениями «+» и «—». Ведущий зачитывает утверждения, участники поднимают карточку с изображением «+», если данное утверждение относится к ним, если нет — поднимают карточку с изображением «—».

Педагог должен:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать профессиональной и эмоциональной зрелостью, иметь опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста (в том числе с собственными);
  • иметь ещё какое-либо образование помимо педагогического;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение;
  • обладать позитивной «Я-концепцией», целеустрёмленностью и настойчивостью, эмоциональной стабильностью, чуткостью;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • обладать способностью к индивидуализации обучения.

Сектор 5 «Работа с родителями»


Цель: обучение пропаганде педагогических идей среди родителей через наглядные формы работы.

Участники демонстрируют домашнее задание — изготовить наглядность для родителей и защитить её. (Каждый педагог для своей возрастной группы.)

Сектор 6 «Портрет одарённого ребёнка»


Цель: определение характерных черт одарённого ребёнка.

Открыты все сектора с цифрами, появился плакат со словом «талант», за ним находится плакат с изображением лица ребёнка.

Педагоги на стикерах записывают характерные, по их мнению, черты одарённого ребёнка:

  • Ярко проявляется талант в сфере общения.
  • Любит узнавать, как устроен тот или иной предмет, следит за несколькими процессами одновременно.
  • Имеет отличную память, хорошо развита речь.
  • Обладает большим словарным запасом.
  • Обладает повышенными математическими способностями.
  • Отличается продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
  • Остро реагирует на несправедливость.
  • Склонен к фантазированию и сочинительству.
  • Чувствителен к юмору. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  • Одарённые дети изобретательны в игре и деятельности.

Рефлексия

Участники становятся в круг и по очереди заканчивают предложения: «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», «Буду использовать в работе…».

Желаем всем педагогам талантливых, способных, творческих, умных воспитанников.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх