Детство как самоценность

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен. Существенный вклад в становление, развитие идеи о самоценности детства, впервые высказанной ещё Ж.-Ж. Руссо, внесли К. Вентцель, Я. Корчак, А. Валлон, П.П. Блонский и др. Уже в одной из первых книг, посвящённых детству («Введение в дошкольное воспитание»), талантливый педагог и психолог П.П. Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание — естественный рост душевных сил ребёнка, которые сообразуются с природными задатками ребёнка». Он настаивал на том, что ребёнок должен быть воспитываем как ребёнок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всём своём объёме. «Мы должны, — убеждал прозорливый и мудрый учёный, — в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».

Эти мысли перекликаются с идеями А.В. Запорожца, высказанными им в русле разрабатываемой детским психологом концепции амплификации (обогащения) детского развития. Суть её в том, что каждый возраст имеет свою специфическую, непреходящую абсолютную ценность для развития индивида, вносит особый вклад в становление личности. Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития.

В его работах идея о возрастной сензитивности, самоценности детства получила своё дальнейшее развитие. Согласно концепции, предложенной А.В. Запорожцем, при организации дошкольного воспитания необходимо: учитывать не только то, что ребёнок данного возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него требует; сосредоточивать усилия на воспитании прежде всего тех ценнейших человеческих качеств (например, наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям и т.д.), которые наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве и войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности; предусматривать, при каком режиме работы и при использовании какого рода специфических для данного возраста видах детской деятельности наиболее успешно усваиваются новые знания и формируются новые физиологические и психологические функции.

самоценность детства

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень. Трудно не согласиться с прозорливым и мудрым поэтом:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С. Маршак

Забота взрослых — способствовать полноценному проживанию ребёнком этого, так значимого для человека периода — детства.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх