Домашний визит воспитателя детского сада, как метод изучения семьи

Для того чтобы успешно работать с семьёй в интересах ребёнка, необходимо достаточно хорошо знать и ребёнка, и семью. Эта задача не из простых, требует знаний, умения и такта педагога.

Вначале необходимо изучить личностные качества ребёнка с помощью методов наблюдения и анализа, а также различных проективных методик, выявить статус ребёнка в группе, его самооценку, эмоциональное благополучие в детском саду и дома и пр.

Затем следует провести анкетирование семьи (напр. «Характеристика семьи», «Нравственное воспитание ребёнка в семье» и т. п.), сравнить свои наблюдения с результатами диагностики, тестов, бесед. Эти данные будут более достоверными, если организовать домашний визит в семью.

Цель домашнего визита — общаясь на «территории семьи», более глубоко вникнуть в проблемы, касающиеся воспитания и развития ребёнка, помочь в их разрешении. Сегодня ни у кого из педагогов не возникает сомнения в их необходимости. Каждого ребёнка следует посетить не менее одного–двух раз в год.

Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30-40 мин. Проводится он тактично, корректно. Можно провести домашний визит совместно с представителями родительского комитета.

После домашнего визита в специальной тетради или социальной карте ребёнка делается соответствующая запись о визите. При первичном визите составляется акт, где отражаются:

  • состав семьи;
  • жилищные, санитарно-гигиенические условия;
  • семейный микроклимат, стиль общения;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • семейные традиции;
  • условия для благополучного развития и воспитания ребёнка: наличие игр, игрушек, материала для продуктивной деятельности, детских книг;
  • семейные проблемы (из беседы);
  • советы, рекомендации.

При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребёнка; если необходимо — обозначить проблемы, провести коррекционную работу.

Например, Даша четырёх с половиной лет проживает вместе с мамой в однокомнатной квартире. В семье средний достаток, так как дополнительной помощи семья не имеет. В комнате чисто, порядок. Девочка спит вместе с матерью. Отношения между ними тёплые, доверительные, что проявляется в их общении, взаимной симпатией. Даше выделена полка в секции для игрушек и книг. Их у девочки достаточно, но внешний вид их желает быть лучшим. Мать каждый день читает дочери сказки, стихи. Даша любит рисовать, резать, клеить, и для этого у неё имеется все необходимое. В семье празднуют обычные праздники, особенно любят и готовятся ко дню рождения, Новому году. Даша не имеет постоянных поручений, но охотно помогает убирать в доме. Из беседы выявлено, что мать испытывает проблемы в воспитании у Даши самостоятельности, уверенности.

Рекомендации семье:

  • укладывать ребёнка спать в отдельную постель;
  • пользоваться игротекой родительской комнаты;
  • закрепить за Дашей какое-либо постоянное поручение в семье;
  • посетить консультацию социального педагога по воспитанию у ребенка самостоятельности, уверенности (договориться о сроке проведения консультации).

Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от встреч на «их территории». Как правило, чаще всего это семьи, которым есть что скрывать, и они не желают, чтобы кто-либо стал свидетелем этого. В подобном случае воспитателю необходимо сообщить об этом общественному инспектору по охране прав детства в ДОУ или заведующей для принятия необходимых мер.

А. Гуз


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх