Дошкольное образование в Германии

Дошкольное воспитание в Германии имеет 200-летнюю традицию. Его возникновение связывают с появлением гражданской концепции семьи во второй половине ХVIII века. Ядро концепции—стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых отношений прежде всего между матерью и ребёнком. «Семья», «детство», «мать», «отец» находились в центре этой концепции.

kinder-sad-2

По мере развития промышленности в Германии и увеличивающейся занятости родителей на производстве, начиная с ХIХ века, открываются первые детские сады для детей младшего возраста. Их основная задача—присмотр за детьми, пока их родители заняты на работе. О педагогической поддержке детей речь пока не велась. Для буржуазии открывались специальные учреждения по подготовке их детей младшего возраста к школе.

Открытые в 1840 году по инициативе немецкого педагога Ф.Фрёбеля (1782-1852) первые воспитательные учреждения для детей младшего возраста стали называться детскими садами. Концепция о педагогических основах игровой деятельности с детьми в таких садах рассматривалась им вначале как модель для матерей и не предполагала создания специального детского сада. Однако вскоре его идеи гармонии духа и тела, свободы и самодеятельности малышей оказались столь привлекательными, что на протяжении ХIХ века появились детские сады как в самой Германии, так и за ее пределами. Субъектами их создания изначально стали церкви и общественные коммунальные учреждения, общины, объединения, благотворительные организации.

В 1933 году развитие детских садов приостановилось. Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А.Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.

После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям. ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.

В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.

Проблемы дошкольного воспитания всегда оставались приоритетными для общественности ФРГ. Так, в 60-е годы, одновременно с началом школьной реформы, в стране прошла дискуссия о важности дошкольного воспитания в подготовке детей младшего возраста к школе, подробно обсуждались компенсаторские возможности воспитания в детском саду, особенно для детей из социально неблагополучных семей.

Тем более, что и за пределами Германии в этот период проходила дискуссия о возможном начале школьного обучения детей с 5 лет. Но все это осталось на уровне дискуссий, хотя детские сады получили в ФРГ значительный импульс в динамике своего развития. К примеру, если в 1960 году места в детских садах гарантировались только для 30 % детей от 3 до 6 лет, то в 1994 году (после объединения Германии)—уже для 70 %. Сразу же оговоримся, что такое увеличение мест в детских садах стало следствием присоединения тех детских учреждений, которые имелись в бывшей ГДР. Здесь степень обеспеченности яслями и детсадами увеличилась с 20,5% в 1950 году до 94% в 1988 году. Расходы по их содержанию государство, в основном, брало на себя.

В соответствии с законом о детях и молодёжи, принятым 26.06.1990г., на всю территорию Германии после её объединения распространилось правовое регулирование деятельности детских яслей и садов. На основании этого закона все земли ФРГ издали свои собственные, впоследствии вновь уточнённые на базе закона о помощи детям и молодёжи, принятого от 27.07.1992 г.

К дошкольной области в ФРГ относятся все детские учреждения для детей младшего возраста, находящиеся в компетенции деятельности любых общественных институтов, принимающих детей с трёх до шести лет (до поступления в школу). Дети до трёх лет могут посещать детские ясли или разновозрастные (смешанные) группы (altersgemischte Gruppe) в детских садах от трёх до шести лет. В некоторых землях (главным образом, новых) создана, а точнее, сохранена (ещё со времён ГДР) возможность отдавать детей в детские сады с четырёх месяцев. По вышеназванному закону дети воспитываются в группах. Воспитателем группы назначается лицо с высшим педагогическим образованием, а помощник воспитателя—няня—со средним или начальным педагогическим образованием.

В соответствии с законом о помощи детям и молодёжи от 1996 года перед учреждениями дошкольного воспитания ФРГ поставлена задача развивать у детей самостоятельность, ответственность перед обществом, обслуживать, образовывать и воспитывать их. Дошкольное учреждение должно компенсировать недостатки семейного воспитания, предоставлять детям наилучшие условия для их развития. Благодаря играм и другим занятиям с детьми они вводятся в мир групповой деятельности в целях подготовки к обучению в школе.

kinder-sad-3

Для образования детей, в интересах их подготовки к школе в старших группах определяются необходимые предметы для обучения в виде уроков на неделю. Для развития детей трёх-шести лет предусматриваются различные виды деятельности по стимулированию их нравственных и физических качеств, эмоций и социальных переживаний, самостоятельности, для привыкания к режиму дня, привития основных правил гигиены.

Педагоги, руководствуясь соображениями профессиональной свободы, исходя из собственной мировоззренческой, духовной, религиозной и педагогической направленности, организуют работу с детьми и их родителями.

kinder-sad-1

В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения. Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов.

В немецких детских дошкольных учреждениях так же, как и в белорусских, не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах.

Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе.

Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу.

Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств своих воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей.

Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы.

В качестве альтернативных структур дошкольного воспитания в Германии можно назвать частные формы, когда возможно воспитание детей (от одного до нескольких человек) в отдельных частных квартирах на дому.

Таким образом, приоритетным направлением дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся  детские дошкольные  учреждения. В их основе — принципы гуманизма, единства национального и общечеловеческого, педагогической свободы воспитателей.

При этом в будущей трансформации дошкольного воспитания Германии важнейшими тенденциями по-прежнему остаются воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.

М. Арсеньева


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх