Дошкольное образование в Северной Ирландии

В этой стране существуют детские сады государственного и частного типов. Их работа контролируется инспекцией по дошкольному воспитанию и образованию, с той разницей, что частные сады проверяются по обоюдному согласию сторон.

Группы в дошкольных учреждениях формируются согласно возрастным особенностям, в каждой — три воспитателя. В группе раннего возраста — 9 человек. Это дети от 0 до 9 месяцев; от 9 месяцев до 1,5 года; от 1,5 года до 3 лет, т.е. каждый воспитатель ведёт воспитательно-образовательный процесс с тремя детьми. Группы дошкольного возраста формируются по 20—24 человека (от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет и от 5 до 7 лет). В каждой группе — три воспитателя. Рабочий день воспитателя длится с 7 до 18 часов.

Необходимо отметить, что в Ирландии обучение в школе начинается с 4—5-летнего возраста. Дети, посещающие школу, во второй половине дня приходят в детский сад, обучение и воспитание проводится посредством игровой деятельности, т.к. она считается ведущей деятельностью в этом возрасте.

Для воспитателей ирландских дошкольных учреждений приоритетными задачами являются: в первую очередь, создание положительного имиджа ребёнка; во-вторых, прослеживается сугубо индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также дифференцированный (в воспитательно-образовательном процессе существует разница по отношению к мальчикам и девочкам); в-третьих, ведётся активная работа с родителями.

Например, в группах раннего возраста (в адаптационный период) родители достаточно долгое время могут оставаться в группе со своими детьми и наблюдать за работой воспитателя. Родитель, привёдший в дошкольное учреждение своего ребёнка, не может покинуть его стены, не попрощавшись с малышом. Также необходимо отметить, что нормы адаптации ребёнка к дошкольному учреждению зависят от его психологии. Для формирования позитивной самооценки детям необходимо напоминать, что они уникальны, неповторимы. Воспитатель должен помогать детям познавать свой собственный путь существования в этом мире, свои амбиции, таланты, стремления, ощущения и т.д.

Работники дошкольных учреждений ориентированы на знание таких проблем, как нестабильность семейного уклада; практика чрезмерного наказания или поощрения детей; большое число разводов и их влияние на детей; безработица и её влияние на традиционного главу семьи, оказавшегося без работы; рост числа одиноких родителей и т.п.

В Северной Ирландии работники дошкольных учреждений посещают семьи, оказывают им психолого-педагогическую помощь, содействуют формированию положительного микроклимата (психолого-педагогические консультации, беседы, тренинги). Муниципальные власти организуют центры, в которые малоимущие семьи могут приводить своих детей на обеды с большим количеством фруктов, овощей и соков.

Для педагогической дошкольной практики ирландских детских садов характерно проведение мероприятия «Время круга». Дети за столами высказывают свои мнения, суждения, желания по проблеме, которая волнует их в настоящее время. Таким образом они с малолетства приучаются к дипломатическим переговорам, учатся в процессе обсуждения вопросов приходить к соглашению.

Как правило, в североирландских детских садах работают воспитатели со средним специальным педагогическим образованием (50%) и воспитатели без специального образования (50%). Главным критерием в оценке педагогической компетентности является любовь к детям. Прежде чем воспитатель войдет в группу к детям, он должен обязательно пройти тестирование по профессиональной пригодности, а также специальные педагогические курсы, где наряду с образовательными аспектами обучают шести шагам умения разрешать конфликтные ситуации между детьми:

  • Быстрое вмешательство педагога для разрешения конфликта, чтобы он не перерос в деструктивный.
  • Признание чувств детей.
  • Сбор информации.
  • Воспроизведение проблемы.
  • Воспитатель советуется с конфликтующими детьми по поводу того, как можно разрешить данную проблему.
  • Поддержка, подсказка воспитателем выхода из создавшейся ситуации. Воспитатель должен убедиться, что конфликт погашен.

При этом следует руководствоваться следующими принципами:

Вмешательство — при необходимости взрослые должны вставать между детьми, говорить спокойно, мягко и чётко, использовать зрительный контакт.

Предположения — воспитатель никогда не предполагает, что он знает, что именно происходит. Дети должны объяснить это сами. Они сами должны искать решение. Некоторые решения может предлагать воспитатель, если дети в этом нуждаются.

Орудия — детям следует давать «орудия» разрешения социальных ситуаций, в которых они оказываются. Такая помощь помогает развить социальные навыки, необходимые им в будущем.

Выбор — детям младшего возраста достаточно предложить две возможности. Детей необходимо поощрять к обсуждению причин выбора. Возможности выбора и выражения намерений очень важны. Они позволяют детям чувствовать контроль над ситуацией, что является необходимым опытом, так как они принимают на себя всё большую ответственность. Подсказывая детям, как принимать последствия выбора, педагог помогает им развивать чувство ответственности. Понимание важности последствий собственного поведения поможет им понять, каким образом их поведение влияет на действия и отношение окружающих.

Правила — когда правила установлены, необходимо, чтобы их знали не только дети, но и взрослые (родители, работники, студенты, волонтёры). Полезно регулярно напоминать детям о групповых правилах и для чего они нужны.

Поведение — необходимо помнить, что неприемлемым может быть поведение, но не ребёнок. Ему необходимо знать, что он для вас ценен, хотя его поведение вас и не устраивает.

В дошкольных учреждениях Северной Ирландии учебный план воспитательного процесса составляется на основе интересов детей. Ребёнку предоставляется возможность для открытий, экспериментов и прогресса. Учебный план должен быть широким, сбалансированным и отвечать стадиям развития, удовлетворяя интересы как отдельных детей, так и группы.

Педагоги обязаны акцентировать своё внимание на девяти аспектах развития ребёнка:

  • Дети учатся строить планы.
  • Учатся разрешать конфликты.
  • Удовлетворяют собственные нужды.
  • Удовлетворяют свои потребности словами.
  • Участвуют в групповых мероприятиях.
  • Учатся эмпатии.
  • Учатся взаимоотношениям с другими людьми.
  • Создают свои игры.
  • Умеют разрешать собственные конфликты.

Воспитатель должен уметь создавать среду для развития моторики. Если погода позволяет, необходимо больше времени проводить на улице. Необходимо включать такие упражнения, как лазание, строительство из различных материалов и посадка растений. Именно комплексные занятия позволяют лучше развивать у детей мышцы рук, плеч и корпуса тела.

Одной из основных задач в Северной Ирландии является обеспечение безопасности детей, поэтому вся территория садов устлана не травой, а ковровым покрытием в целях предотвращения ушибов при падении детей. В Ирландии этому уделяется огромное внимание. Так, например, разработана специальная методика по формированию у детей умений и навыков скатывания с горок.

Для педагогических коллективов ирландских детских садов характерны собрания персонала, где обсуждаются их проблемы и действия. Весьма важным для достижения успешных результатов является работа по принципу «вместе». Необходимо, чтобы каждый сотрудник знал всё о своей роли как отдельно, так и в команде. Если приоритеты едины для всего педагогического персонала, то впоследствии это позитивно повлияет на воспитательно-образовательный процесс.

Большое внимание уделяется правилам в группе. Воспитатель должен быть уверенным в успешном выполнении детьми правил поведения в группе, поэтому важно, чтобы этих правил не было слишком много. Взрослые (работники, руководство) должны чётко решить, что является наиболее важным, а потом ограничить правила до самых необходимых. Как только правила выработаны, они должны стать известными, как и то, почему они были установлены.

Поскольку в дошкольном возрасте дети ещё не умеют читать, все правила воспитатели изображают на содержательных рисунках и прикрепляют в определённых зонах для всеобщего обозрения.

С. Дубровина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх