Преодоление двигательной депривации у детей

Одним из реальных средств нивелирования двигательной депривации является оптимизация двигательной активности детей.

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма человека, определяющей его здоровье, физическую и умственную работоспособность, активное долголетие, является в настоящее время общепризнанным. Неоднократно и убедительно доказано особое значение ДА в детском возрасте, когда она выступает в качестве необходимого условия формирования всех систем и функций организма, включая деятельность мозга.

Ещё в 1913 году В.В. Гориневский обратил внимание на «возрастающую слабость молодых поколений», проявляющуюся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников. Одной из причин этого он считал малоподвижность, вызванную неправильной системой воспитания. «Особенно пагубно, — писал В.В. Гориневский, — отражается неподвижность на здоровье детей, которые от неё в буквальном смысле чахнут, становятся бледными, малокровными, со слабыми мышцами, с плохим аппетитом, капризными или вялыми».

В своё время И.М. Сеченов указал на важную роль движений в функционировании мозга. В дальнейшем Н.М. Щелованов с сотрудниками экспериментально подтвердили их значение для нервно-психического развития ребёнка. Они установили, что стимулирование движений благотворно сказывается на эмоциональном тонусе, общей активности ребёнка, повышении его интереса к окружающему. С помощью оптимально организованной двигательной активности удавалось полностью снять последствия «госпитализма» — главного недуга воспитанников в домах ребёнка. В результате было предложено рассматривать своевременное развитие моторики как одного из показателей нормального не только физического, но и психического развития ребёнка.

Положение о том, что в процессе движения развиваются функции мозга, получило глубокое научное обоснование в работах физиологов (И.А. Аршавский, Н.А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Л.Б. Ященко). Они связывают процесс овладения движениями с необходимостью точного и своевременного применения их в соответствии с конкретно сложившимися условиями, для чего необходимо глубокое осмысление ребёнком своих действий, развитие у него памяти, внимания, речи. Современными исследованиями доказано, что включение активных движений в речевую, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности детей является важнейшим условием быстрого и прочного усвоения ими знаний, умений, развития у них творческих способностей.

Неслучайно во многих экспериментальных исследованиях большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений. Показано положительное влияние корригирующих программ физического воспитания на психофизическое и двигательное развитие детей. Известный всему миру институт Эвана Томаса строит свои программы опережающего интеллектуального развития детей на фундаменте физического развития, включающего основные движения, плавание, упражнения для рук, пальцев и пр. Они имеют интересную историю.

При разработке средств лечения детей с мозговыми травмами, начиная от самых серьёзных (паралич, слепота, глухота, немота и др.) и заканчивая минимальными (проблемы с движением, речью, зрением, слухом и обучением), исследователи обратили внимание на движения, их роль в развитии ребёнка и в реабилитации при травмах мозга. Было установлено, что без движений дети не могут развиваться нормально, двигательная активность является главным содержанием их деятельности впервые 6 лет жизни. Использование наипростейших методов физического совершенствования ребёнка, связанных с его потребностью в движении, двигательной активностью ведёт к развитию детского мозга. Приводятся многочисленные примеры, когда дети, родившиеся с последствиями паралича, не только достигали нормального развития, но и часто обгоняли своих сверстников в способностях. Основной вывод — интеллект неразрывно связан с двигательной активностью и деятельностью рук, а движения являются главным источником познания мира ребёнком и фундаментом для всех других человеческих способностей. Двигательная активность в значительной степени способствует и приобретению детьми социального опыта.

Таким образом, можно сказать, что одним из наиболее соответствующих природе ребёнка факторов психического и физического развития является двигательная активность — врождённая биологическая потребность организма. При этом важно подчеркнуть значимость как объёма самих движений, так и их разнообразие.

Исходя из этого, оптимальная, содержательно обогащённая двигательная активность должна рассматриваться как одно из фундаментальных условий воспитательно-образовательного процесса в детском доме, при этом она может и должна использоваться в качестве коррекционно-развивающего и нивелирующего депривационные последствия средства.

Анализируя значение, содержание и организацию двигательной активности в детском доме, нельзя обойти вниманием такое понятие, как «двигательный режим». В настоящее время имеются научно обоснованные рекомендации по организации двигательного режима в дошкольных учреждениях, которые, к сожалению, в практике не всегда учитываются, особенно в детских домах.

Дедулевич М.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх