Эколого-психологический тренинг «Путешествие на Север»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к жизни диких животных Севера; развивать способность к идентификации с животным, формировать чувство эмпатии по отношению к нему; развивать восприятие и воображение при контакте с природными объектами; учить детей взаимодействовать, координировать свои действия с действиями сверстников; формировать доброжелательные отношения друг к другу.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться с другими людьми можно по-разному. Можно сказать слова: «Здравствуйте! Привет! Доброе утро!, а можно поприветствовать человека и без слов.

Дети образуют круг. По сигналу воспитателя дети приветствуют друг друга:

  • Поздороваемся глазами;
  • Поздороваемся с помощью улыбки;
  • Поздороваемся кивком головы;
  • Поздороваемся с помощью рук;
  • Обнимемся,

А сейчас все хором скажем друг другу: «Здрав-ствуй-те!»

2. Правила общения.

Я хочу вместе с вами вспомнить правила общения (Воспитатель
показывает картинки-схемы, дети называют правила):

  • Быть доброжелательным, дружить;
  • Стараться участвовать всем и во всем;
  • Внимательно слушать друг друга;
  • Не обижать друг друга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Выбери дорогу.

Воспитатель демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

Сейчас мы с вами отправимся на Северный полюс. Перед вами три дороги. Каждая из них приведет нас в самую холодную сказочную страну. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная, гладкая (на пол кладется кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из льдин, и по ним надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель {на полу раскладываются «льдинки»). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная, как самый сильный мороз (раскладываются аппликаторы). Но зато силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Когда пройдете свой нелегкий путь, усаживайтесь в круг.

2. Выбери тотем.

Далеко, за семью морями, за лесами и горами расположен материк под названием Антарктида. Там все белым-бело. Снег искрится на солнце, хрустит под ногами. Очень сильный мороз щиплет нос и щеки. Но все-таки там хорошо. Среди ледяных гор поселились необыкновенно красивые животные и птицы. Назовите их. Рассмотрите картинки и выберите себе наиболее понравившееся.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением животных. Дети рассматривают, выбирают наиболее понравившееся. Воспитатель помогает прикрепить к одежде.

Мы выбрали себе понравившееся животное. И с этой минуты у каждого
из нас появилось новое имя — тотем. Оля будет пингвином, Галя -… и т.д., а я — белым медведем.

Воспитатель предлагает сесть на ковер в кружок, обращая внимание на то, как хорошо и удобно смотреть в глаза друг другу. Затем просит всех «животных» рассказать о себе. Воспитатель задает вопросы:

  • Чем ты питаешься?
  • С кем из животных ты дружишь?
  • Чем покрыто твое тело?
  • Какого цвета твои глаза?
  • Какого цвета твое тело?
  • Какое у тебя настроение? Чем ты любишь заниматься?
  • Как ты передвигаешься?
  • Где ты добываешь себе пишу?
  • Кого ты боишься? Как ты защищаешься от врагов?
  • Что помогает тебе выжить в суровых холодных условиях?
  • Как предупреждаешь окружающих, что подходить очень близко к
    тебе нельзя?

3. Повадки животных.

Мы стали удивительно красивыми, добрыми животными. Эти животные спят. Глаза их закрыты, (звучит музыка). Взошло солнышко. Животное открыло глаза, потянулось, подставило солнышку спину, погрело ее. Почесало один бочок, второй, животик. Улыбнулось всем вокруг и пошло искать своих друзей, (дети ходят, здороваются друг с другом). Но вдруг подул сильный ураганный ветер. Все животные стали сбиваться в кучку. Каждый хочет укрыться, погреться и пытается пробраться в серединку.

Имитируя движения животных, все игроки сбиваются в кучку. Каждый хочет погреться и пытается пробраться в серединку. Педагог наблюдает за тем, кто не погрелся. Затем предлагает сделать круг, взявшись за руки, а тем, кто не был в середине, пробраться в «домик». «Домик» не пускает новых жильцов. Ребенок сам решает задачу (протиснуться, пролезть, попросить впустить) или ему помогает взрослый. Попавший в домик должен немного постоять в центре. Педагог спрашивает, как он себя там чувствует. Затем игрок становится в круг.

4. Животные на островах.

Погрелись животные и немножко проголодались. Чем питаются пингвины, тюлени, белые медведи? Где они добывают свою пищу? Вы будете добывать себе вкусную пищу в море. Будете плескаться в воде и нырять под воду. Но будьте внимательны — вас может подстерегатьопасность. Когда вы услышите сигнал опасности, немедля выбирайтесь на «острова-льдины».

На полу по всей комнате раскладываются «льдины». Педагог предлагает детям море между «льдинами-островами». По сигналу все должны выбраться на любые острова. Каждый раз, когда животные плавают, воспитатель убирает один остров. Так происходит до тех пор, пока не останется один остров, где все собираются в одну тесную компанию. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит дружную семью животных.

5. Игра «Палец вверх, палец вниз».

После своей морской прогулки, животные вернулись на берег и сели в кружок. Они были немного встревожены — ведь их поджидала опасность. Сделайте глубокий вдох и плавный медленный выдох. Послушайте биение своего сердечка: оно стало ровным и тихим. Страх и напряжение ушло. Настроение стало спокойным. Животные приободрились и завели спор.

Воспитатель произносит определенные фразы. Если дети считают, что они относятся к ним, большой палец руки поднимают вверх, если не относятся — опускают вниз. Фразы могут быть следующими:

  • Вы тот, кто питается рыбой (чем еще питается белый медведь).
  • Вы тот, кто умеет нырять и плавать.
  • Вы тот, кто умеет летать (спросить у пингвинов, почему не умеет летать).
  • Вы тот, кто питается травой и ветками кустарника (почему?).
  • Вы тот, кто знает как вести себя в природе (как?)
  • Вы тот, кто любит природу (что значит любить природу?).
  • Вы тот, кто живет среди льдов и снега.
  • Вы тот, кто знает, чем покрыт материк Антарктиды (чем?)

6. Айсберги и солнышко.

Материк Антарктиды покрыт толстым слоем льда. Под воздействием
теплых течений огромные глыбы льда откалываются и превращаются в
плавающие «ледяные горы». Как они называются? Это айсберги.

Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский лебедь или холмистый островок с водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они переливаются и кажутся разноцветными.

Воспитатель — «солнышко», дети превращаются в «айсберги» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «Айсберги», сравнивает их со знакомыми объектами. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «айсбергу» растаять.

«Растаявшие айсберги» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Заключительная рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

  • Понравилось ли вам быть животным?
  • Что ты чувствовал, когда плавал в море между льдинами?
  • Что ты чувствовал, когда хотел погреться в домике?
  • Что ты чувствовал, когда общался со своими друзьями?
  • Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Клетка красивая, большая, тебя кормят и ухаживают. О чем бы ты думал, мечтал, сидя в клетке?
  • Ты боишься людей? О чем бы ты их попросил?

2. Ритуал прощания «Последняя встреча».

Представьте себе, что животные расстаются надолго. Обнимитесь покрепче, выскажите друг другу доброе пожелание.

3. Макет «Антарктида».

Жители Антарктиды очень радушные и гостеприимные. Они прислали вам кусочек своей Родины (дети рассматривают макет Антарктиды)


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх