Экспертиза игр и игрушек

В последнее время рынок игрушек стал динамичным и насыщенным. Одна из важных тенденций в сложившейся ситуации — высокие требования к качеству и безопасности, а также контроль за соответствием характеристик игрушек определённому возрасту детей.

Всё чаще и чаще в последнее время приходится слышать выражение «вредная игрушка». Психологи считают, что многие теперешние игрушки негативно влияют на характер ребёнка и его психику. Некоторые из них могут способствовать появлению детских страхов и агрессии.

Есть ещё одна проблема — очень много современных игрушек не требуют активного участия в игре ребёнка, что ведёт к упрощению игр и, следовательно, не способствует оптимальному и полноценному его развитию.

В связи с этим особую актуальность приобретает проведение квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей их санитарно-гигиенические свойства и психологическое влияние на развитие ребёнка.

безопасные детские игрушки

Гигиенические требования касаются материалов, из которых игрушки изготавливаются, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек. Особые требования предъявляются также к производству и реализации игрушек:

Предприятия, организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также иные юридические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек, должны гарантировать их безопасность для здоровья детей, подтверждённую наличием соответствующих документов, удостоверяющих качество и безопасность.

При продаже игрушек, прикладываемых к губам, продавцу запрещается опробовать продаваемые покупателю игрушки и нарушать целостность упаковки.

На потребительской упаковке должен быть указан возраст детей, для которых предназначается конкретная игрушка. Реализуемые игрушки обратно не принимаются, кроме игрушек с производственными дефектами, обнаруженными после продажи.

Государственный санитарный надзор осуществляется на этапе постановки игрушек на производство, при их производстве и реализации.

Психолого-педагогическая экспертиза игрушки предполагает оценку её качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребёнка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с её помощью. В психолого-педагогической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребёнка, стать средством освоения культурного опыта, формирования полноценной личности.

Игрушка выступает как культурное средство игры, предназначенное для определённого возраста (т.е. определённых интересов и возможностей), призванное стимулировать активность и самостоятельность в адекватной возрасту деятельности ребёнка. Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны — через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

В отношении к экспертизе игрушек у специалистов в разных государствах существуют явные расхождения, оценки качественных характеристик множественны и могут сильно варьировать. Ценность игрушки определяется, прежде всего, её оригинальностью, эстетическими, технологическими качествами и пр. Как и у любого другого товара, потребительские свойства игрушки определяются тем, насколько она востребована на рынке.

На современном этапе экспертиза детских игр и игрушек осуществляется во многих странах: России, Германии, Франции, США, Швеции, Японии и т.д. Наиболее интересным представляется проведение психолого-педагогической экспертизы в Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ (Москва, Россия) и в Германии, в общественной организации «Spiel gut» («Хорошая игрушка», Ульм).

В Московском центре сущность экспертизы определяется оценкой развивающего потенциала игрового действия, возможность игрушки быть материалом для ведущей деятельности ребёнка является важным и необходимым её качеством.

Немецкий центре «Spiel gut»В немецком центре «Spiel gut», основанном в 1959 году, осуществляется не только психолого-педагогическая экспертиза, но и комплексная оценка игрушки, включающая её химические, санитарно-гигиенические и прочие технические характеристики. Несоответствие игрушки хотя бы по одному из них исключает её возможности получения знака «Spiel gut». Главный акцент в центре «Spiel gut» делается на привлекательности игрушки.

Немецкий центр за 50 лет своей работы завоевал большой авторитет и оказывает большое влияние на рынке игрушек. Производители считают почётным заказать экспертизу и получить знак «Spiel gut, его наличие — гарантия высокого качества игрушки.

По результатам проведения экспертизы выдаётся заключение о соответствии игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям. Экспертный совет осуществляет экспертизу игр и игрушки как отечественного, так и зарубежного производства, предназначенные для учреждений образования и семьи.

С целью повышения качества экспертизы игр и игрушек одним из приоритетных направлений на современном этапе является развитие отечественного рынка игровой продукции и совершенствование концептуальной модели комплексной экспертизы при участии педагогов, родителей и дошкольников.

Методики, используемые в комплексной экспертизе, должны быть надёжны, достаточно просты и не требовать больших временных затрат, позволять одновременно оценивать развивающий потенциал игры и фиксировать эмоциональное отношение к ней. Наиболее популярными и объективными методами изучения эмоциональных отношений к объекту исследования являются психосемантические методы анализа.

В настоящее время разрабатывается диагностический комплекс для проведения психолого-педагогической экспертизы игр при участии педагогов, родителей и дошкольников, который будет включать в себя:

  • «Вербальный семантический дифференциал» (модифицированный вариант);
  • «Невербальный семантический дифференциал» (модифицированный вариант);
  • «Шкала времени игры»;
  • «Метод выявления направленности игры».

Для работы с использованием этих методик разработана стандартная процедура экспертизы, позволяющая получать наиболее надёжную, полную и объективную оценку игр среди детей, родителей и специалистов. Порядок её организации будет следующим:

  • Проведение игр специалистами на групповых или индивидуальных занятиях;
  • Фиксация экспертных оценок игры;
  • Первичная обработка результатов экспертизы;
  • Проведение статистического анализа результатов экспертизы;
  • Составление экспертного заключения по каждой игре.

Таким образом, качественно новая модель психолого-педагогической экспертизы игр будет применяться для оценки и выявления развивающего потенциала игры и её направленности, а также для оценки эффективности использования современной игровой продукции в образовательном процессе дошкольных учреждений. Проведение комплексной экспертизы игр позволит прогнозировать успешность нового товара от стадии разработки до выведения его на рынок и обеспечение конкурентоспособности белорусских игрушек.

Р.Косенюк, Т. Недвецкая


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх