Если в семье собака или кошка

Какой ребенок не рад зверю в доме?! Какой ребенок, особенно школьного возраста, не просит, чтобы ему купили щеночка или котеночка?!

И, если родители не очень податливы, дети нередко сами приносят с улицы бездомных малышей. Что же самое главное, когда под одной крышей живут четвероногие питомцы и дошкольники? Самое главное — научить ребенка правильному общению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его боль. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности мальчика или девочки.

Собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уже назойливого внимания детей — факт, обладающий значительной воспитательной ценностью: поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре начинают соображать, как следует себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще очень в раннем возрасте привыкают считаться с другими. Когда, придя в гости, я замечаю, что собака не избегает пяти-шестилетнего ребенка, а спокойно к нему подходит, мое уважение к ребенку и ко всей семье немедленно возрастает”.

Прежде всего, ребенка надо научить сдержанности, когда животные едят. Ему следует объяснить, что собака или кошка ест, потому что голодная. В этот момент не может быть игры. Надо спокойно подождать, пока она поест (не подходить и не мешать ей). Все животные охраняют свою еду и в момент принятия пищи могут быть агрессивными. Активность ребенка следует переключать на наблюдение.

Если наблюдения ведутся за кошкой, то внимание ребенка следует обратить на то, как, насытившись, она тщательно ухаживает за собой: умывается лапами, вылизывает языком шерсть на всех частях своего тела. Пусть малыш увидит, как ловко и старательно она это делает. И пусть не мешает ей — ведь от такого “туалета” шерсть у кошки становится чистой, блестящей, пушистой.

kot Alex-minХорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется — тогда можно с ним поиграть. Наблюдения за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Особенно радует дошкольника игра с животными. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, он считает их партнерами в своих забавах и развлечениях. И это отнюдь не странно! Все молодые особи высокоразвитых животных (особенно млекопитающих) переживают ювенальный период — время, когда они любят играть.

Все ли игры ребенка с животным безобидны и имеют воспитательную ценность? Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место насильственная игра, когда ребенок пытается втянуть животное в свои чисто человеческие занятия, не считаясь с его желанием и возможностями. Так, приходилось наблюдать девочку, которая обращалась с котом как с куклой: сажала его за кукольный стол, кормила из кукольной посуды, пеленала или наряжала в одежды, пыталась катать на машине и качать на качелях. Так как девочка делала это неоднократно, кот возненавидел ее и прятался всякий раз, когда она возвращалась домой. Понятно, что такая игра для свободолюбивой и независимой кошачьей натуры недопустима. Ребенку она тоже приносит вред, так как он лишний раз упражняется в безжалостном обращении с животными.

Какая же игра с домашним животным допустима и полезна?

Всякая, когда она обходится без насилия! Когда происходит при добровольном участии, как ребенка, так и животного. Когда приносит взаимную радость — радость объединения, радость общения.

Такая игра вполне реальна, если ребенок не понуждает животное делать то, что тому неприятно или вообще не свойственно, а, наоборот, считается с его двигательными и поведенческими возможностями.

Вспоминается переезд на новую квартиру, среди участников которого были девочка и четырехмесячная кошка. В большой и темной комнате, среди, хаотического нагромождения мебели, тюков и коробок, была затеяна игра, можно сказать, виртуозная и фантастическая. Бегство, погоня, внезапные прыжки — все было взаимным. Если девочка превосходила кошку в нахождении обходных путей, различных способов ловли, то котенок удивлял виртуозностью своих движений, быстротой и ловкостью перемещения в пространстве. Особенно поражали его мгновенные взлеты на шкафы, на рулон ковра. Игра приносила огромное удовольствие обеим ее участницам. Это было добровольное игровое общение.

Зная возможности собаки и кошки, можно придумать множество разных игр (классическая игра котенка с бумажным бантиком на нитке, бег щенка за мячом или другим предметом). Это развивающие игры, т.к. они основаны на наблюдательности ребенка: он видит, что и как делает животное, что оно может, и следует за ним.

Помимо игры допустимы и другие формы общения. Некоторые дети дошкольного возраста стремятся обучать своих четвероногих друзей. Дрессировка — сложный процесс, требующий терпения и выдержки. Поэтому учить животных надо лишь тем движениям, которые доступны им. При этом следует учитывать общую способность животного к обучению. С этих позиций кошку вообще не следует дрессировать: для ее свободолюбивой и независимой натуры это мучительно. Другое дело — собака: она очень податлива к обучению. В молодом возрасте (но не ранее 7-8 месяцев) ее можно научить разным несложным действиям и движениям: давать лапу, стоять и кружиться на задних ногах, приносить вещь, прыгать в обруч.

Взрослый должен показать ребенку, как маленьким лакомым кусочком, например, сахара или колбасы он, поднося его к носу собаки, заставляет ее подняться на задние лапы, приговаривая при этом: “Танцуй, танцуй!”. Как только результат будет достигнут, собаке сразу же надо дать угощение. В дальнейшем она будет выполнять это движение только по вышеуказанным сигнальным словам, но каждый раз ее надо похвалить и погладить — одобрение хозяина для нее много значит. Аналогичным образом ее можно научить и другим вещам.

Детей 5-7 лет можно приобщать и к трудовым действиям, направленным на уход за четвероногими питомцами. Они могут мыть кормушки, поилки, наливать воду, класть в чашки еду. Следить за чистотой животных (мыть, расчесывать). Прогуливать собаку на поводке (в большинстве случаев) они должны вместе со взрослыми. Во всех ситуациях ребенка учат быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, ребенку, конечно, интересно узнать о своем друге все, что можно. Поэтому взрослым необходимо регулярно расширять его кругозор.

Старших дошкольников следует познакомить с разнообразным использованием собак на службе у человека. Рассказать об их подвигах на войне и в мирное время. Детям интересно узнать, что в разных странах, в том числе и в нашей, собакам поставлено немало памятников. Вот, например, памятник в Париже всемирно известному сенбернару Барри, который отыскал в снегах Альп и спас 40 человек, а погиб, спасая 41-го.

А есть ли у ваших детей домашние животные? Пишите в комментариях!

Николаева С.Н.


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. admin:

    На этом фото наш кот «дворянской» породы Алекс, его совсем крохотного взяли на благотворительной акции моя супруга и сын.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх