Психологическая культура педагога

Начало нового века ознаменовано реализацией стратегий модернизации образования с акцентом на социализацию подрастающего поколения. Ключевыми компетенциями, которые формируются в образовательном процессе, должны стать формирование системы универсальных знаний, опыта самостоятельной деятельности, инициативы и личной ответственности.

Постоянные изменения в современном обществе, ускорение темпов жизни опосредуют кардинальные изменения во взаимоотношениях, доминирующих системах ценностей различных социальных и возрастных групп населения. Далеко не каждому человеку удаётся адаптироваться к происходящим изменениям, освоить новые формы социальных отношений. Недостаточно высокий уровень психологической культуры опосредует возникновение конфликтных ситуаций в отношениях, снижает продуктивность различных видов совместной деятельности, что позволяет рассматривать проблемы взаимодействия как проблемы внутренней психологической культуры.

Ряд проблем в жизни современного общества обусловлен психологической безграмотностью родителей и семьи. Часть проблем определяется психологической некомпетентностью определённой части педагогов. Возьмём для примера чрезмерное увлечение деятельностью по обучению грамоте, ознакомлению с основами математической деятельности, подготовке к обучению в школе в дошкольном возрасте либо раннюю специализацию, профилизацию при изучении дисциплин в общеобразовательных учреждениях — независимо от того, о каких учебных предметах идёт речь.

Ориентация современного белорусского общества на политику конструктивного и созидательного развития, реализацию социальной защищённости и сохранение здоровья ставит задачи изменения качества социального взаимодействия людей на основе повышения культуры межличностного взаимодействия. Специальным средством, которое поможет разрешить возникшие проблемы и сохранить психологическое здоровье, является психологическая культура личности.

Ориентация на личность и её развитие требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии. Современные педагоги, независимо от уровня образования, на котором осуществляется их профессиональная деятельность — от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки на базе высшего образования, должны обладать соответствующим уровнем психологической образованности и психологической компетенции. И именно в условиях модернизации современного образования деятельность по психологизации педагогического процесса, повышению психологической грамотности, компетентности и культуры всех субъектов системы образования необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших задач деятельности учреждения образования и особенно — социально-педагогической и психологической службы.

Становление психологической культуры подрастающего поколения является актуальной задачей современного образования по ряду причин. Во-первых, период обучения зачастую совпадает с кардинальными изменениями в процессах развития личности, самостоятельно осознать и принять которые может не каждый (изменение образа «Я», появление новых потенций в познавательной и эмоционально-волевой сферах, освоение новых ролей и т.д.). Во-вторых, изменение референтности отношений со сверстниками, группой может лишить возможности позитивной реализации себя и удовлетворения актуальных потребностей в этой сфере вследствие того, что общение не всегда открыто для взрослых и в ряде случаев носит иррациональный (и даже деструктивный) характер. В-третьих, родители в силу своей занятости иногда практически не могут оказать психологическую помощь и поддержку в принятии и осмыслении происходящих изменений.

Несмотря на появление исследований в сфере культурно-психологических проявлений недостаточно освещённой является проблема разработки средств и механизмов развития психологической культуры педагогов, занятых в различных видах деятельности, не в полной мере исследованы возможности влияния коллектива, руководителей учреждений образования и т.д. на совершенствование культурно-психологических проявлений педагогов. Наличие противоречий между уровнем теоретических знаний о психологической культуре и возможностями развития данного образования на практике позволяет констатировать необходимость разработки конкретных рекомендаций и материалов в этом направлении.

Психологическая культура как часть общей культуры в процессе своего развития постепенно проникает в разные слои и сферы современной жизни. Знание теоретических и практических аспектов, механизмов её формирования и совершенствования является условием эффективной организации педагогического процесса.

Понятие «психологическая культура» многогранно и многофункционально. Основными функциями психологической культуры определяются создание реалистической «Я-концепции», жизненное самоопределение, организация своей деятельности и преодоление стрессов. По мнению автора, развитая психологическая культура характеризуется систематическим самовоспитанием культурных стремлений и навыков, высоким уровнем делового общения, хорошей психической самореализацией, творческим подходом к делу, умением познать и реалистически оценить себя и других.

Структурный анализ позволяет выделить два уровня психологической культуры: житейский и научный. Житейский уровень включает в себя житейские психологические знания, понятия, социальные представления и спонтанную психологическую деятельность. Научный уровень психологической культуры включает научные психологические знания, понятия и целенаправленную психологическую деятельность. Условием формирования психологической культуры является учёт психологической предобразованности и психотерапевтических ожиданий, личная вовлечённость, интроспективное проецирование.

Овладение психологической культурой позволяет педагогу перекодировать педагогическую задачу, опознать в реальном явлении психологическую проблему, для решения которой имеется определённый алгоритм действий.

Достаточно всесторонне феномен психологической культуры изучен Л.С. Колмогоровой. Психологическая культура определяется автором как системное многокомпонентное образование, которое характеризуется в контексте гносеологического субъективно-личностного и процессуально-деятельностного аспектов. В гносеологическом аспекте выделяют нормы, знания, значения, ценности и символы.

Положительное отношение к познанию психической реальности формируется благодаря наличию живого интереса к психологическим знаниям, умениям и желанию их использовать на практике. Будучи значимой подсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентность проявляется в способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных условиях. Это комплексное понятие, которое не следует сводить к педагогическим способностям, осведомлённости в сфере психологии и педагогики, наличию определённых личностных качеств.

Аффективный компонент психологической культуры характеризует особенности эмоциональной сферы педагога. Культура переживаний в структуре общей психологической культуры проявляется в специфической деятельности, направленной на оказание эмоционального влияния, преодоление критических ситуаций стресса, фрустраций, конфликта, кризиса. Напряжённость и выраженная эмоциональная окрашенность, свойственные педагогической деятельности, позволяют рассматривать эмпатию, суггестивность (способность к внушению), а также психологическую устойчивость, стрессоустойчивость (фрустрационную толерантность) как профессионально значимые качества личности педагога.

Мотивационный компонент психологической культуры включает оценку профессиональной позиции и отношения к деятельности. На увеличение продуктивности педагогической деятельности и рост профессионального мастерства оказывают определяющее положительное влияние структура мотивации деятельности и, особенно, преобладание внутренних мотивов над внешними. Обобщённым показателем отношения к труду может служить удовлетворённость профессией, которая основана на осознании правильности выбора профессии, соответствии своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда. Выбор в качестве ценности личности ребёнка означает готовность и желание педагога принять на себя ответственность за то, чтобы ребёнок был в безопасности, узнал, кто он, каковы его возможности и желания. Основными мотивационными показателями деятельности педагога являются:

  • выбор стиля педагогического взаимодействия;
  • способность и желание решать педагогические конфликты;
  • локализация контроля над происходящими событиями, психологический такт и др.

Психологическая культура понимается большинством исследователей как часть или элемент общей культуры, важнейший компонент личности. Психологическая культура обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем, что объясняет причину её возникновения, развития и существования на протяжении всей жизни. С понятием «психологическая культура» тесно связаны такие понятия, как «психологическая компетентность», «психологическая проницательность», «профессиональная культура» и др., но они не являются идентичными. В большинстве случаев авторы сходно определяют содержание психологической культуры, выделяя следующие характеристики: психологические знания и умения, самопонимание, идентификация, способность к эмпатии, гуманистическое отношение к другим людям и т.д.

Психологизация педагогического процесса, повышение психологической культуры являются важным условием оптимизации педагогического труда. Только педагог, характеризующийся направленностью на гуманистические ценности, стремящийся к реализации гуманистической парадигмы на основе высокого уровня овладения психологическими знаниями и умениями, может быть эффективным и конкурентоспособным.

При всём многообразии исследований феномен психологической культуры остаётся недостаточно изученным, так как исследователи расходятся в определении структуры и факторов становления психологической культуры. Однако возрастающий интерес к данной проблеме показывает практическую значимость формирования психологической культуры. Социальное бытие, представляя собой постоянное взаимодействие с другими людьми, детерминировано психологическими знаниями и умениями, составляющими неотъемлемую часть психологической культуры человека.

Психологическая культура, опираясь на всё многообразие знаний современной психологической и педагогической науки, определяет специфику новой модели профессиональной подготовки. При подготовке педагогов важно не только передать систему знаний о явлениях психической жизни человека, но и сформировать специфический субъектный мир профессионала как внутреннее условие использования знаний. Обращение к проблемам формирования психологической культуры объясняется тем, что данное явление относится к основополагающим параметрам в его личностной структуре и деятельности. Содержание профессиональной деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, что заставляет педагога развивать определённые личностные качества как профессионально значимые.

Ю. Емельяненко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх