Физиогномика в работе педагога ДОУ

Сегодня возрастает понимание инноваций как социального заказа. В этом плане особенно важны инновации, направленные на диверсификацию педагогического процесса в вузе при подготовке будущих специалистов дошкольных учреждений.

Одной из таких инноваций является рассмотрение и применение физиогномики как науки, способствующей многовекторному использованию психических, психофизиологических и психофункциональных особенностей в процессе работы с детьми.

Идеи и принципы физиогномики не являются новыми. Они имели место в античной драматургии, эпосе, исторической и биографической литературе, теоретической и практической риторике, изобразительном искусстве, а также в различных научных направлениях, системах и школах.

Физиогномика (от греч. природа и знающий) возникла, как и многие другие учения о человеке, в древности на основе представления о предопределенности психического и телесного тем, что ему предназначено природой. Физиогномика представляет собой учение о нахождении связей между внешним обликом человека, его принадлежностью к определенному типу личности. Данное учение и его методы не утратили значение и в настоящее время. Эта отрасль знания используется в психологии управления, профориентационной работе, в частности, при подборе специалистов. Например, данные физиогномики широко используют при оценке кандидатов в управляющие в США, где фотографии претендентов анализируют с помощью физиогномических таблиц, насчитывающих 198 признаков. При этом на основании результатов морфологического анализа под благовидным предлогом отказывают 80 процентам на вакантную должность.

Характеристика человека по выражению его лица представляет не только академический интерес, но имеет больше практическое значение. Для некоторых профессий важно знать, насколько в обычных условиях можно полностью доверять методам физиогномики. Актуальна физиогномика для психологов, олигофренопедагогов, преподавателей, воспитателей, профконсультантов и персоналоведов, а также для административных работников и деловых людей.

При заочном знакомстве с претендентом на должность всегда запрашивается фотография. По фотографии претендента оценивают его характер, интеллигентность, профессиональную пригодность, а также физическое развитие.

Проведенные в XX веке эксперименты позволили установить, какие признаки внешности являются основными. Приведем некоторые описания мимических выражений и их интерпретацию в кратком содержании:

  1. Голова: полностью поднятая, выпрямленная, — указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру.
  2. Взгляд: тесно связан с речью и часто является средством установления контакта. В методике «Очарование» это является одним из основных контактов в общении с детьми.
  3. Лицо: выражение лица является основой и результатом педагогического процесса (И.Кант «Выражение лица, безусловно, подвластно только изменениям разума, души человеческой, ибо только они признаны во всей Вселенной»).
  4. Улыбка: мимика лица, определяющая эмоционально-чувственное состояние педагога в настоящий момент, показатель (доминирующий в дошкольных учреждениях) отношения педагога к обучаемым.

На мой взгляд, рассмотрение физиогномики как науки в предлагаемом варианте может быть актуальным в контексте изменений психофизики дошкольников в настоящее время (скрытая агрессия, конфликтогенность, конформизм, нонконформизм и др.). Интеграция физиогномики в педагогический процесс вуза при подготовке будущих специалистов дошкольных учреждений, в связи с этим, сможет не только расширить образовательное пространство данных учреждений (как было заявлено выше), но и дополнить его новыми коммуникациями.

О раскрытии физиогномики в структуре личности современного человека

Действительно, особое место в физиогномике занимает вопрос о внутриличностной согласованности — то есть, о согласованности внутреннего и внешнего миров в структуре личности. Представление об этой роли весьма сложно, и именно поэтому оно является местом пересечения ряда наук — философии, культурологии, социологии, социальной психологии и педагогики. Ответы на данный вопрос частично зависят от рассматриваемого аспекта личности: подразумевает ли внутриличностная согласованность то, что человек ведет себя всюду совершенно одинаково, или же его поведение отражает один и тот же личностный паттерн, понимаемый сегодня как образец личности или личностного поведения.

На наш взгляд, будущему педагогу необходимо научиться координировать собственную личностную согласованность для определения оптимальных путей управления пелагическим процессом в дошкольном учреждении. Данное качество может стать важной частью профессиональной культуры современного специалиста.

В результате получения нового знания о физиогномических процессах и внутриличностной согласованности, специалист дошкольного учреждения многократно превышает объем знаний и умений в междисциплинарной области. При этом он интегрирует знания не только из изучаемых дисциплин, но и учится использовать содержание абсолютно новых, ранее им не апробированных, дисциплин. Данное качество может стать стимулом для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования.

Л. Глазырина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх