Физкультурно-оздоровительные мероприятий экологической направленности в ДОУ

Экологическое воспитание детей в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждение

В условиях ускоренного развития техногенной цивилизации, нарастания экологического кризиса в современном обществе существенно возрастает роль экологического воспитания, «предусматривающего расширение и углубление экологических представлений детей, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование мотивов, а также умений экологически целесообразной деятельности» [3, с. 17].

Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой — воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. В этой связи, весьма актуальной проблемой является определение содержания средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующих экологическому воспитанию детей в процессе двигательной деятельности.

Актуальность данной проблемы обусловлена также необходимостью реализации учебной программы дошкольного образования на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество» и др. [5].

Цель настоящей статьи — раскрыть содержательные аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования.

В изучении указанной проблемы мы опирались на материалы научных исследований отечественных и зарубежных учёных (Л.Д. Глазыриной, В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич, С.Б. Шармановой, Н.Ю. Мищенко, А.И. Федорова, М.Д. Маханевой, С.Н. Николаевой и др.). Их концептуально-содержательная сторона заключается в использовании определённых педагогических принципов, средств, методов и форм, обусловленных спецификой физического воспитания с учётом актуальных тенденций экологического образования подрастающего поколения.

Так, Л.Д. Глазыриной в программе «Очарование» определён принцип синкретичности, который проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные природные и социальные явления. По мнению автора, опора на данный принцип в процессе физического воспитания, позволяет успешно осуществить слияние ребёнка с природой явлений и природой движений, воспитать любовь к живой и неживой природе на основе формирования умений и навыков, обеспечивающих положительную мотивацию к сохранению окружающей среды [1].

М.Н. Дедулевич подчёркивает огромное значение простейшего туризма в физическом, экологическом и духовном развитии ребёнка. В её пособиях раскрыта методика и примерное содержание прогулок-походов с детьми 5—6 лет [2]. М.Д. Маханева предлагает практические рекомендации по ознакомлению детей 4—10 лет с окружающим миром, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, тематическое планирование занятий в клубах «Юный эколог» и «Юный путешественник» [4].

С.Б. Шарманова, Н.Ю. Мищенко, А.И. Фёдоров рассматривают дошкольный возраст как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей [6]. Разработанная ими методика интегрированных физкультурных занятий для детей пятого года жизни базируется на идее объединения разделов физического и экологического воспитания программ дошкольного образования.

Доказано, что усвоение любой познавательной информации, в том числе и экологического содержания, эффективно при непосредственной включённости детей в двигательную деятельность. В этой связи, в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования выделили ряд мероприятий, способствующих экологическому воспитанию детей. К ним относятся:

  • физкультурные занятия, формирующие творческое отношение ребёнка к миру и к себе, способствующие общению детей с природой ближайшего окружения, воспитывающие осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;
  • физкультурные праздники и досуги, обучающие детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, удовлетворяющие детский интерес и активность в познании окружающей среды;
  • туристические походы и экскурсии, развивающие привычку бережного отношения к природе и животным, положительное отношение к труду людей;
  • целенаправленные мероприятия, приобщающие родителей воспитанников к ценностям физической и экологической культуры.

Рассмотрим подробнее их содержание.

Физкультурные занятия экологической направленности предусматривают применение специальных физических упражнений и экологически ориентированных подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, деятельность в природе и др. Такие занятия, как правило, имеют конкретный природоведческий сюжет, что позволяет воспитанникам, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью изнутри.

Воспитанники всех возрастных групп относятся к сюжетным занятиям с большим интересом. Они быстро включаются в игру, легко входят в образ, поэтому значительно лучше начинают понимать ощущения и переживания, например, животных, ежедневно сталкивающихся с проблемами добывания пищи, спасения от врагов, воспитания детёнышей и др. Формирование экологических представлений обеспечивается за счёт развития у детей способности логически «вычислять» вероятные формы поведения живых объектов в каждой конкретной ситуации. По мере накопления опыта и понимания смысла подобных игр, дети учатся оперативно реагировать на новые игровые ситуации и события, что отражается на точности выполнения ими соответствующих двигательных действий.

Физкультурные занятия экологической направленности являются комплексными или интегрированными и проводятся в два этапа. Задача первого этапа — актуализировать у воспитанников представления, которые понадобятся на занятии. Для этого проводим вводную беседу, с использованием методов опосредованной наглядности — фотографий, иллюстраций, плакатов, на которых запечатлены события, предусмотренные на втором этапе занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.

Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и содержание соответствует нормативным и программным требованиям к организации физического воспитания детей дошкольного возраста. Темой занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально организованных наблюдений за животными («весёлые котята», «лошадки», «на лужайке прыгают зайки» и др.), явлениями природы («снежок — мой дружок», «весенние забавы», «встреча с вьюгой» и др.), общественной жизни («юные спасатели», «на ракете — в Космос» и др.). Педагог эмоционально описывает различные события из жизни изучаемых объектов, согласно выбранной тематике, а дети их изображают. При таком подходе у воспитанников тренируются многие мыслительные операции, т.к. они должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его, трансформируя в собственные действия. Если учесть, что рассказ ведётся без перерывов и пауз, то детям приходится выполнять значительную умственную нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных умений, а также развитию детской фантазии, внимания и воображения.

Опыт показал, что интегрированные физкультурно-экологические занятия оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка:

— расширяют представления о животном и растительном мире, природных и общественных явлениях;

— способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания необходимости беречь и охранять всё живое;

— оказывают положительное влияние на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный образ;

— стимулируют развитие образного и логического мышления.

Физкультурные праздники и досуги экологической направленности отличаются от аналогичных физкультурных занятий тем, что дети совершенствуют усвоенную ранее эколого-валеологическую информацию в условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности.

Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка, музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и литературные персонажи, подарки и призы для участников.

Физкультурные праздники валеологической тематики «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Путешествие в страну Неболейка», «В гостях у Айболита» и др. наряду со специально подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

Физкультурные праздники и досуги экологической тематики расширяют и систематизируют знания в области экологии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и др. В их содержание мы включаем соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.

Замечено, что в игровой двигательной деятельности, при условии оптимального сочетания нагрузок высокой, средней и малой интенсивности, воспитанники не утомляются, раскрепощены, чувствуют себя свободно и естественно. Именно поэтому игровые методы физического воспитания в целом и игровые методы экологической направленности в частности можно рассматривать как природосообразные, поскольку они соответствуют природе развития детей дошкольного возраста.

Туристические походы и экскурсии в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования являются одной из форм активного отдыха воспитанников. Организация прогулок-походов в близлежащую лесопарковую зону, разработка экологических маршрутов для экскурсий по территории учреждения дошкольного образования, проведение мероприятий с элементами спортивного ориентирования и др. способствовали комплексному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи.

Оздоровительная ценность туристской деятельности заключается в активизации двигательной активности детей на свежем воздухе. Ходьба с грузом и дозированной физической нагрузкой укрепляет костно-мышечный аппарат ребёнка, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает сопротивляемость организма к внешнесредовым воздействиям.

Образовательное (познавательное) значение простейшего детского туризма проявляется в приобретении, закреплении и совершенствовании экологических представлений воспитанников о родном крае, временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой и др. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе и её охране. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация воспитанников, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Немаловажную роль играет целенаправленное формирование у детей специальных туристических умений, которые они смогут применить не только в организованной, но и в самостоятельной двигательной деятельности (лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, переправа по бревну, метание в цель, вдаль, упражнения в висах и упорах, подтягивание и др.).

Воспитательное значение туристических походов и экскурсий обусловлено коллективной сущностью данных мероприятий, формирующих социально необходимые нравственные качества современной личности, её экологическую культуру. Дети учатся замечать затруднения окружающих, проявлять внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать свои и чужие поступки.

Мероприятия по приобщению родителей воспитанников к ценностям физической и экологической культуры ориентированы, в первую очередь, на установление с ними партнёрских отношений. На наш взгляд, усилия учреждения дошкольного образования малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Более того, основа культуры, частью которой являются физическая и экологическая, закладываются в семье.

Положительный эффект даёт проведение следующих мероприятий:

— привлечение детей и родителей к сбору природного материала и выполнению экспозиций для экологического уголка;

— приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через организацию и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и др.), позволяющих ощутить радость от совместной двигательной деятельности;

— организация лекций, семинаров, консультаций для родителей здоровьесберегающей тематики, информирование родителей по вопросам физического и экологического воспитания детей в семье (оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, фото-выставок и др.);

— подготовка родителей к организации в семье экологического воспитания посредством коллективного труда с детьми в огороде, цветнике и др., направленного на приобретение практических умений и навыков по охране природы, формирование у родителей внутренней осознанной необходимости постоянно заниматься вместе с детьми природоохранной и природосозидательной деятельностью.

Рассмотренные в статье формы организации физкультурно-оздоровительной работы (физкультурные занятия, праздники и досуги экологической направленности, туристические походы и экскурсии, мероприятия по приобщению родителей воспитанников к ценностям физической и экологической культуры) предусматривают комплексное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования («Физическая культура», «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество»). На практике систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий экологической направленности способствовало:

— формированию у детей осознанного отношения к двигательной активности в результате целенаправленного применения двигательных умений и навыков в природе, установлению экологического взаимодействия с её объектами;

— повышению уровня физической подготовленности воспитанников на основе совершенствования двигательных умений и навыков, дающих детям возможность исследовать происходящие в природе явления в самостоятельной и организованной двигательной деятельности, обобщать накопленный материал;

— воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни посредством накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой в процессе увлекательной физкультурной деятельности.

Литература:

1.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. — М.: Владос, 2001. — 176 с.

2.Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог: пособие для педагогов дошк. учреждений / М.Н. Дедулевич. — Минск: Нар. асвета, 2000. — 135 с.

3.Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г.Н. Казаручик. — Минск: НИО, 2014. — 72 с.

4.Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе: метод. пособие / М.Д. Маханева. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. — 224 с.

6.Шарманова, С.Б. Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста / С.Б. Шарманова, Н.Ю. Мищенко, А.И. Фёдоров // Физическая культура [Электронный ресурс]. — 2013. — № 3. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru.

 

Н. Власенко


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх