Формирование психологической культуры родителей и воспитателей

Воспитание ребёнка — достаточно серьёзная задача современной психологии. Что здесь волнует? Прежде всего, необходимость разработки проблемы психологической культуры наших родителей и наших воспитателей.

Психологическая культура… Это совершенно новое словосочетание, хотя слово «культура» сегодня употребляется в самых различных и порой неожиданных сочетаниях, как, например, «гастрономическая культура», «культура поведения полов», «культура пития» и т.д. Но о психологической культуре не говорит никто. Так вот, психологическая культура — это такой уровень самопознания, до которого мы дошли сегодня, иначе, что мы знаем о себе самом. Как говорили древние греки: «Познай самого себя!».

Есть две формы психологической культуры. Одна — концептуально-теоретическая: различные теории, книги и т.д. И вторая — житейская психологическая культура, с которой мы имеем дело. Вот у родителей имеется житейская психологическая культура. В этой житейской психологической культуре мы должны формировать у наших родителей, студентов, всей молодёжи образ ребёнка. Вообще между нами и конкретным ребёнком находится целый ряд опосредующих вещей. Например, у нас есть такая иллюзия, что мы общаемся друг с другом лицом к лицу. Это глубокая иллюзия, один из мифов нашей психологической культуры. На самом деле мы общаемся сквозь призму представлений о том или ином человеке. Призма — образ этого человека.

Ещё одна очень важная составляющая нашей психологической культуры — что мы знаем о детстве. Нам представляется детство, как весна, лето, осень, зима в человеческой жизни. Ничего подобного! На самом деле представление о детстве — это результат очень длительного человеческого развития. Было время, когда детства вовсе не было. Ребёнок сразу же вступал в жизнь взрослого человека. Как у Аркадия Райкина, «с горшка — на работу». Никакого переходного периода не было!

Мы отстаиваем самоценность детства, утверждаем: «Детство — это самоценный период человеческой жизни». И стремимся развить эту мысль следующим образом. Для чего нужно дошкольное детство? Чтобы подготовиться к школе. Для чего нужна начальная школа? Чтобы подготовиться к средней школе. Для чего нужна средняя школа? Чтобы подготовиться к вузу. Для чего нужен вуз? Чтобы подготовиться к жизни. Для чего нужна жизнь? Для того, чтобы подготовиться к старости. И так далее. Эта, я назвал бы её «подготовительная концепция», в отношении детей совершенно не работает. Потому что дошкольное детство — серьёзный, большой период человеческой жизни! В этой связи и приведу такой пример.

Однажды в Дрезденской галерее экскурсовод, подведя нашу группу к картине, на которой была изображена большая королевская семья, спросила: «Сколько лет самой маленькой девочке?». Кто-то сказал 12, кто-то — 14. На самом деле ей было всего лишь пять лет. Не умели, не знали и не хотели одевать в старинные времена детей по-детски, из-за чего они выглядели по-взрослому. И только в XVIII веке началось понимание детства как определённого периода в человеческой жизни. Появились совсем другие одежды для детей, книги, картинки и прочее.

Есть ещё один момент, связанный с психологической культурой. Это такое толстовское представление о детстве — такая счастливая, невозвратимая пора. Здесь только одно правда — невозвратимая пора. А что счастливая — неправда, глубокая неправда! Детство — не счастливая пора. По крайней мере, мы пытаемся её сделать именно такой. Напомню слова Иммануила Канта, великого немецкого философа, о том, что многие думают, детство было самым лучшим и приятным времяпровождением, но это не так — это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже — свободу. То есть, ребёнок ограничен в поведении и действиях своими родителями.

Так вот, от нас зависит, как мы подготовим наших детей, будущих отцов и матерей, к родительству. Станет ли детство их детей счастливым или нет — зависит от этого. Чтобы водить даже велосипед, надо этому научиться. А чтобы детей иметь, кому ума не доставало? Это во-первых, а во-вторых, считается, что родил ребёнка, получил положенные теперь льготы — и всё! Никто не готовит будущих отцов и мам к их родительской миссии. Никто не формирует у них психологическую культуру. И это очень и очень плохо! У нас родители, которые только что стали родителями, абсолютно не грамотные в этом отношении. Нам следует принимать какие-то меры.

В проекте резолюции нашего «круглого стола» есть пункт о необходимости организации специальных теле- и радиопередач по формированию психолого-педагогической культуры у родителей. Это очень хорошо! А то у нас на телевидении — засилие всяких астропсихологов, газеты заполнены каким-то гаданием на кофейной гуще и прочим средневековьем. Мы же молчим, ничего не делаем!

Надо иметь в виду и то, что взгляды на развитие ребёнка всё время меняются. Были, например, времена кальвинизма. Считалось, что новорождённый несёт на себе печать первородного греха. И спасти его можно только беспощадным подавлением воли ребёнка родителями. Репрессивная педагогика! А что советовал памятник нашей педагогики «Домострой»: «Не бойся сокрушить сыну ребро!», «Тешися во младости да утешишься во старости» и т.д.

Потом пришло время социально-педагогического детерминизма: ребёнок по природе не склонен ни к добру ни ко злу, а представляет собой табула раса (чистую доску). Это тоже неправда. Мы думаем, что ребёнок родится безо всякого внутреннего потенциала. Ребёнок, конечно, несёт на себе печать, он к чему-то предрасположен. И всё якобы зависит от наследственности. Это тоже один из мифов, который воплощён в пословицах: «Яблочко от яблони недалеко падает» и множестве других.

Впечатление такое, что народ отдаёт ребёнка исключительно во власть его наследственности. Но и это ошибка. Конечно, наследственность имеет огромное значение, и этот миф глубоко вселился в создание наших воспитателей, прочно сидит в них. В результате только и слышишь: воспитывать, воспитывать, воспитывать. В этой связи приведу такой пример. Одна моя практикантка вела воспитательную работу с мальчиком, который любил приврать. А преподаватель, которая окончила ещё наставницкую семинарию, ей говорила приблизительно следующее: «Зачем ты, дочушка, с ним возишься? Он же с Бондаров, а эти все Бондары — брехуны. Я знала его дедушку, знаю и отца, они все враки». Вот видите, как глубоко заложено в сознании представление о генетическом детерминизме. Отсюда и цели воспитания. Были, например, и такие, когда считалось, что ничего страшного не произойдёт, если родители убьют своего ребёнка. Казалось бы, те времена давно прошли. Да нет, не прошли. Судебные хроники пестрят сообщениями о том, что родители бросают своих детей в родильных домах, лишают их жизни. Вот почему нам надо формировать психологическую культуру родителей, чтобы у них и воспитателей была общая психологическая культура, единый взгляд на ребёнка. Если мы этого не сделаем, ситуация не исправится.

У нас есть интересные формы взаимодействия с родителями. Вспомним хотя бы программу «Первый шаг», в которой очень многое интересное предусмотрено именно по психологическому взаимодействию детского сада и семьи. В частности, в Пинске, в детском саду мне приходилось видеть родительскую комнату. Родители не просто приводят ребёнка в детский сад, они имеют сами там место, где с ними занимаются, обмениваются опытом, читают, обучают детей тому, что умеют сами. Это очень положительный пример.

А вообще же, во всяком случае я сделал такой вывод: у нас существует две общности — общность родителей и общность воспитателей. Из них надо бы создать одну-единую психологическую общность, чтобы они знали друг друга, чтобы общались, чтобы понимали, что вместе с детским садом делают общее дело. Вот создание такой общности родителей и воспитателей, считаю, наша с вами задача.

И ещё об одном мифе, который развеивает книга «Психология педагогического взаимодействия», хочу сегодня сказать — об избирательности педагогического детерминизма. Спросите у любого учителя, воспитателя, ко всем ли детям он относится одинаково, и услышите ответ: «Да, конечно, одинаково». Это не так, он не может относится ко всем детям одинаково по определению, потому что каждый человек рисует субъективный образ объективного мира. В силу этого он уже не может относится одинаково ко всем детям. Доброжелательно, внимательно он может ко всем относится, но не одинаково. Вот это всё нам надо учитывать в своей работе и с детьми, и с их родителями.

Я.Л. Коломинский


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх