Формирование эстетических ценностей у дошкольников

Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству).

Базис личностной культуры — условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру. Механизмы реализации личностно-ориентированной модели определяют специфику отношений к ценностям (природе, человеку и т.п.), так называемые ценности переживания [1].

Понятие «базовая культура личности» получило широкое и разнообразное осмысление в современной педагогической литературе. Ряд исследователей (М.Б.Антипова, О.А.Веселкова, А.В.Елисеева, Г.А.Русакова, Р.М.Чудинский и др.) посвящает свои работы изучению отдельных компонентов, составляющих комплекс характеристик культуры личности.

Ребенок приобщается к эстетической культуре, осваивая эстетически ценные предметы и явления. В этом процессе происходит духовное становление личности, которое позволяет ребенку целостно и гармонично познавать, преобразовывать окружающий мир и самого себя. Для теоретического обоснования особенностей процесса формирования эстетической культуры у дошкольников и выявления особенностей эстетической культуры личности применительно к дошкольному возрасту, рассмотрим и определим такие понятия, как «культура» и «эстетическая культура».

На основе исследований Л.В. Беляевой, Л.И. Михайловой и др. авторов понятие «культура» можно классифицировать с учетом различных критериев: нормативного (совокупность норм, правил, и пр.), деятельностного (культура как технология и продукт деятельности), гуманистического (культура как человекотворчество), аксиологического (культура как ценность).

Культура имеет надбиологический, социальный характер как форма человеческого бытия, воплощающая в себе специфику образа жизни человека. В надбиологическом, социальном или нормативном аспектах культура рассматривается как совокупность определенных правил, норм, образцов, эталонов, стандартов, воплощающих в себе специфику образа жизни человека. По мнению И.В. Иофиной, в дошкольном образовании стандартизируется не только его содержание, результаты образовательного процесса, но и параметры педагогической компетентности.

Деятельностный подход к культуре представляет систему исторически сложившихся обобщенных способов человеческой деятельности, ее «технологический контекст». Педагог приобщает детей к культурному богатству в процессе разнообразных видов деятельности.

Эстетическая культура как качество личности ребенка дошкольного возраста проявляется в виде эстетической направленности, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой [2,3].

Система отношений к красоте позволяет личности осознать как значимую цель осуществления собственного потенциала с позиций устойчивости, полноты, гармоничности, осмысленности и продуктивности. Являясь завершающей ступенью, результатом ценностного самоопределения, эстетические ценностные ориентации становятся гарантом, показателем целостности, устойчивости мировоззренческой системы, условием самоактуализации, а значит, динамичности, осмысленности жизни гармонично развитой личности и индивидуальности.

Как предмет специального изучения педагогические аспекты эстетических ценностных ориентации раскрываются в диссертационных исследованиях В.А. Андреевой, С.Д. Давыдовой, И.А. Нужной, И.А. Скворцовой, Ю.А, Соколовского, Е.П. Черновой.

Эстетические ценностные ориентации представляют собой систему эстетических установок и оценочных критериев, сложившихся в результате общения с искусством и окружающей действительностью и обусловленных уровнем сформированности и функционированием эстетических интересов, потребностей, восприятия и оценивания, вкусов и идеалов. Динамику формирования эстетических ценностных ориентации средствами искусства у дошкольников можно проследить по следующим параметрам: эстетическое восприятие — интерпретация — оценивание -потребность в освоении эстетических ценностей произведений искусства -эстетическое отношение к произведениям искусства.

В качестве основных факторов формирования ценностных ориентации исследователи выделяют: интересы, потребности, эмоциональные предпочтения, ценностное отношение, деятельность по освоению тех или иных ценностей.

Сказанное позволило уточнить нам сущность понятия «эстетические ценностные ориентации дошкольников» как личностный смысл, выраженный в субъективной оценке красоты объекта на основе смыслотворчества. Форма выражения личностного смысла по отношению к красоте, доступная дошкольнику — это создание субъективного образа красоты. Поэтому «эстетические ценностные ориентации дошкольников» мы понимаем как эмоционально-интеллекуальный образ красоты объекта, основанный на субъективном опыте, реализующийся через эстетическую эмпатию, эстетически ценностно-обусловленные рефлексию, смыслотворчество.

Задача формирования эстетических ценностных ориентаций решается через инкультурацию личности, понимаемую как постепенное введение в культуру, систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода [4,5].

Эстетическое развитие ребенка осуществляется различными путями. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности детей представляет собой комплекс традиционного эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а неорганизованное эстетическое развитие — неконтролируемое воздействие массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, неэстетичной по своему характеру, на еще не готовую к этому детскую личность.

Целью педагогического руководства процессом формирования эстетических ценностных ориентации дошкольников является развитие способности к самостоятельной эстетической оценке произведений искусства. В качестве основных принципов этого процесса мы выделяем освоение информации об эстетических ценностях искусства, развитие оценочной и творческой активности личности дошкольника в изобразительной деятельности. Динамику формирования эстетических ценностных ориентации у дошкольников можно проследить по следующим параметрам: эстетическое восприятие — интерпретация — оценивание — потребность в освоении эстетических ценностей произведений искусства — эстетическое отношение к произведениям искусства.

При организации разнообразных форм творческого самовыражения личности дошкольника происходит развитие эстетических эмоций, интересов, потребностей. Накопленный изобразительный опыт и деятельность по восприятию и интерпретации произведений искусства позволяют формировать у дошкольников ценностные представления, оценочные критерии и эстетические предпочтения, которые находят свое выражение в эстетически- оценочной, предметно-практической деятельности (поступках, реальной жизни детей).

Каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: познавательная — детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная — порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная — направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально- ценностных отношений. Художественная деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества [6].

Культурологический подход к формированию эстетической культуры детей дошкольного возраста выявляет три взаимосвязанных аспекта: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический аспект определяет ценностную значимость изобразительного искусства, которое создает и распространяет духовные ценности, образующие культурную сокровищницу человечества, способствуя формированию ценностных ориентаций ребенка.

Технологический аспект подчеркивает, что освоение дошкольником культуры предполагает освоение им способов практической деятельности. Художественно-творческая деятельность, как феномен культуры, является практической деятельностью, способной задать социокультурное направление становлению личности ребенка.

Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью ребенка и культуры. Дошкольник — носитель и творец культуры. Связь ребенка с культурой следует понимать как изменение самого ребенка, его личностный рост [7].

Анализ и соотнесение различных подходов к воспитательному процессу, позволяет выделить следующие особенности воспитания и его организации в современных условиях:

  • осознание аксиологической направленности воспитательного процесса, что позволяет строить воспитание на основе определенных ценностей;
  • ориентация на достижение целостности воспитательного процесса, предполагающая развертывание воспитательного процесса путем построения воспитательной системы;
  • стремление к межсубъектному взаимодействию в воспитательном процессе, что позволяет педагогам, детям, родителям стать его полноправными субъектам, обеспечивая ситуацию их ценностно-смыслового равенства (И.А. Колесникова), вариативность оснований для создания воспитательной системы образовательного учреждения, как «механизма» реализации педагогических смыслов участников воспитательного процесса.

Аксиологическая направленность воспитательного процесса понимается нами как осознание его ценностно-смысловых оснований субъектами воспитательного процесса, так и рассмотрение ценностей в качестве цели и содержания воспитания. В качестве цели воспитания речь идет, прежде всего, о формировании у дошкольников определенных «ценностных ориентиров».

Определим основные педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетических ценностных ориентаций дошкольников: введение искусства в образовательный процесс дошкольного учреждения; создание развивающих программ по освоению детьми творческой деятельности; организация творческой деятельности детей, направленной на творческое раскрытие личности каждого ребенка в разнообразных формах и видах художественной деятельности.

 

Литература:

1.Антипова М.Б. Базовые компоненты культуры младших школьников / М.Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2007. — №6. — С. 11-13.

2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.

3.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. — М., 2006.

4.Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т.Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л. Кириллов. — М., 2005.

5.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. — М., 1987.

6.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков. — Волгоград, 1995.

7.Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к освоению изобразительного искусства / Л.Г. Савенкова. — М., 2000.

 

Горбатова Е.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх