Формирование психологического здоровья дошкольников через межличностные отношения со сверстниками

На сегодняшний день нет единой позиции и в определении структуры психологического здоровья. Наименее разработанной является проблема структуры психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предложенная нами структура психологического здоровья ребенка включает в себя следующие компоненты:

  • позитивное самовосприятие и самопринятие;
  • оптимизм; преобладание положительных эмоций над отрицательными;
  • чувство защищенности, доверия к миру;
  • социальный интерес, позитивное принятие других и эмпатия;
  • зачатки рефлексии;
  • склонность к творчеству, ее проявления в «специфически детских» видах деятельности.

Представляет интерес антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов). В данной концепции максима психологического здоровья понимается как интеграл жизнеспособности и человечности индивида, проявляющийся в ориентации на приобщение к родовой человеческой сущности, субъективности (способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования). На наш взгляд, антропологический подход наиболее полно реализует идею социальной ситуации развития и ее влияния на формирование важнейшего качества — субъективности. В русле данной концепции психологическое здоровье рассматривается в системе с факторами, его обуславливающими, с одной стороны, и необходимыми условиями воплощения, с другой стороны. Субъективная реальность индивида, представляя собой основу его психологического здоровья, развивается в событийной общности. Взрослый для ребенка — основание самой возможности возникновения человеческой субъективности и, соответственно, его психологического здоровья. Исходя из положения об интерсубъективной природе психологического здоровья детей, авторы концепции рассматривают нарушения психологического здоровья детей как антропогении (т.е. обусловленные человеком), как результат дисфункций детско-взрослой общности. Данную концепцию мы считаем одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Однако целесообразно было бы несколько расширить рамки «событийной общности», включив в нее межличностное взаимодействие со сверстниками, значение которого возрастает по мере взросления ребенка. На наш взгляд, межличностное взаимодействие со сверстниками также является фактором развития субъективной реальности и, соответственно, психологического здоровья.

Целью нашего исследования было изучить связь межличностных отношений со сверстниками и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском саду и детском доме.

В результате исследования было выявлено: в психологическом здоровье воспитанников детского сада и детского дома общей чертой является наибольшая выраженность таких нарушений, как высокая тревожность и трудности общения (что связано со спецификой социальной ситуации развития шестилеток), наименьшая — недоверие к себе (что обусловлено преобладанием аффективного компонента над когнитивным в самооценке старших дошкольников).

Специфическими нарушениями психологического здоровья воспитанников детского дома являются незащищенность и депрессивность, чувство неполноценности, переживание своего бессилия, боязни неуспеха, неуверенность в себе, низкая степень самостоятельности, активности, стремления к самоутверждению, отстаиванию своих позиций, лидирующему положению. Значительно более низкий уровень эмоционального благополучия воспитанников детского дома (в сравнении с их сверстниками из детского сада) обусловлен бедностью социальной среды, отсутствием возможности личностного контакта со значимым взрослым, собственного пространства, условий для проявления и утверждения своей самости.

Отличительная черта нарушений психологического здоровья воспитанников детского сада — часто встречающиеся агрессивные тенденции поведения. Дети из семьи обычно имеют значительно больше возможностей проявления активности (в том числе негативного характера), нередко прибегая к агрессии как защитной форме поведения, способу самоутвердиться, добиться желаемого, так как их действия не ограничиваются и не контролируются столь строго, как в детском доме. В связи с дефицитом возможностей выплескивания, отрицательные эмоции накапливаются, приводя воспитанников детского дома в состояние депрессии, незащищенности, тревожности. Более высокая степень выраженности агрессивных тенденций поведения у воспитанников детского сада в сравнении с сверстниками из детского дома обусловлена и тем, что во многих семьях дети значительно чаще, чем в детском доме, имеют возможность наблюдать и усваивать агрессивную модель поведения.

В результате исследования была установлена тесная связь между межличностными отношениями со сверстниками и психологическим здоровьем детей. Дошкольникам с высоким социометрическим статусом и высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями, принимаемым большинством сверстников в совместную деятельность, оцениваемым ими как дружелюбные, соответствуют преимущественно высокий уровень эмоционального благополучия, отсутствие концентрации на самозащитных реакциях, уверенность в себе. Большинству детей с низким социометрическим статусом, низким уровнем удовлетворенности взаимоотношениями, не принимаемым сверстниками в совместную деятельность, оцениваемым ими как недружелюбные, характерен дефицит эмоционального благополучия, защищенности, уверенности в себе.

Наиболее дружелюбны, открыты для совместной деятельности дети, которые удовлетворены своими взаимоотношениями со сверстниками. Негативное отношение к сверстникам, нежелание принимать их в совместную деятельность связаны с депривацией потребности ребенка в принадлежности к референтной малой группе, принятии и признании, дружеских отношениях.

Межличностные отношения со сверстниками и эмоциональное благополучие находятся в значительно более тесной связи друг с другом в группах детского сада, нежели в группах детского дома, что объясняется более высокой эмоциональной насыщенностью, напряженностью взаимоотношений дошкольников из детского сада в сравнении с взаимоотношениями воспитанников детского дома. Однако статус «изолированного», непринятие сверстниками наиболее негативно сказывается на психологическом здоровье старших дошкольников из детского дома, что является следствием ограниченных возможностей общения, наличием лишь единственной группы, в которую воспитанники детского дома реально включены и имеют возможность личностного общения, самореализации, признания и установления близких, эмоционально насыщенных, отношений.

Литература:

1.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы \ Под ред. И.В.Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.

2.Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей \\ Вопросы психологии, 2001, № 4. — С. 91 — 105.

3.Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Дис… — докт. педагог. наук. М. 2001.

 

Чеснокова Е.П.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх