Формы активного отдыха с детьми в интернатном учреждении

Дети, воспитывающиеся вне семьи, редко улыбаются, не проявляют особых эмоций даже в праздничной обстановке. Поэтому надо наполнить их жизнь и быт эмоционально значимыми событиями, ситуациями. Именно в них ребёнок учится не только «получать», но и «отдавать», делиться с другими своими переживаниями. Такие формы активного отдыха, как физкультурный досуг, праздник раздвигают рамки традиционных условий жизни и общения, дают детям возможность продемонстрировать сверстникам и взрослым свои достижения, посоревноваться в ловкости, быстроте, выносливости.

Психологи утверждают, что эффективность любого воспитательного мероприятия в детском доме оценивается, прежде всего, личностной значимостью его для ребёнка. Как пишет В.Т. Кудрявцев, эта задача не может быть решена лишь путём создания внешней атмосферы радости, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал эмоциональное переживание от соприкосновения с этой атмосферой через движение, общение.

Мы предположили, что активный отдых станет личностно значимым, если обеспечить деятельностное участие в нём каждого воспитанника. Ребёнок должен быть непосредственным участником программы, демонстрируя «Я — образ», а также выступать в роли зрителя, сопереживая события, к которым причастен. Важно создать атмосферу успеха на таких мероприятиях. Этого можно достичь при условии, что каждому ребёнку предоставится возможность продемонстрировать умения, получить признание (похвалу, аплодисменты, рукопожатие, фото на память, сувенир, сладости), ощутить чувство «мышечной радости».

Нами были разработаны и апробированы разные формы активного отдыха детей. Особый интерес представляет программа активного отдыха, включающая выполнение физических упражнений в паре «ребёнок-взрослый». Такие упражнения впервые были предложены чехословацким исследователем Я. Бердыховой для занятий родителей со своими маленькими детьми. Они использовались и в работе семейных клубов на физкультурных вечерах, где упражнения выполнялись в парах «родитель-ребёнок», а также в межпарном общении. Позднее подобная система физических упражнений получила широкую популярность в Европе благодаря доктору Шульцу (Германия).

В детском доме совместные упражнения детей и взрослых («тренинг-общение») имеют исключительную ценность. Во-первых, это связано с известными рекомендациями психологов о необходимости использования специальных тактильных упражнений для детей, живущих без родителей. Ребёнок нуждается не только в добром и ласковом тоне при разговоре, но и в том, чтобы его нежно гладили, дотрагивались до него. В литературе приводятся подробные рекомендации по проведению с детьми тактильных игр по типу общений «глаза в глаза», «лицом к лицу».

Во-вторых, они имитируют обстановку непринуждённых семейных отношений, создают условия для индивидуального общения взрослого с ребёнком. Весьма важно то, что в этих упражнениях обеспечивается личностный контакт со взрослым, который так естественен в семье и чего практически полностью лишён ребёнок в детском доме.

В-третьих, парные упражнения помогают дошкольнику лучше осознать «язык эмоций», понять партнёра и управлять своими движениями с учётом условий, что способствует развитию чувства партнёрства и саморегуляции поведения.

В-четвёртых, в парном общении идёт непринуждённая передача двигательного опыта взрослого ребёнку, что помогает ему осмыслить многообразие мира движений, их комбинаций.

В-пятых, постоянная смена поз, двигательных действий обеспечивает оптимальную физическую нагрузку, создаёт условия для высокой двигательной активности без переутомления, даёт ощущение «мышечной радости».

Всё перечисленное благоприятствует эмоциональному комфорту ребёнка, способствует формированию и закреплению у него чувства «Я — значимости». Участие в таких упражнениях сотрудников детского дома расширяет межличностные контакты детей, обеспечивает установление тёплых доверительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

На основании вышеизложенных положений были разработаны и прошли апробацию несколько программ активного отдыха на основе физических упражнений в паре «ребёнок-взрослый». Вариативность их использования зависела от места проведения, количества участвующих пар и т.д. Взрослые участники (воспитатель, помощник воспитателя, физкультурные и музыкальные работники, педагог-психолог, воспитатель-методист, студенты-практиканты и др.) заранее знакомились с содержанием физических упражнений, получали необходимую инструкцию по взаимодействию друг с другом и с воспитанниками. Дети сами выбирали взрослого партнёра, могли его менять, но, как правило, партнёрство оставалось стабильным.

В результате анализа проведённых занятий были сделаны следующие выводы:

  • Упражнения в паре «ребёнок-взрослый» можно считать важным элементом двигательного режима. Моторная плотность их составляет 89—92%; оптимальность физической нагрузки достигается за счёт саморегуляции (интенсивность, количество повторения движений каждый ребёнок определяет сам).
  • Программы насыщены упражнениями, связанными в единый динамический двигательный ансамбль, что способствует развитию у детей двигательной «находчивости», «двигательного воображения», экстраполяции.
  • Эта форма работы в полной мере отвечает концепции программы «Я — успех». При свободе выбора движений ребёнок имеет возможность отдать предпочтение тем, которые у него лучше получаются, что создаёт ощущение успеха. В паре со взрослым и с его помощью сложные движения воспринимаются как «успешные». Ребёнка радует многообразие движений, возможность их модификаций и комбинирования, тактильное общение придаёт уверенность в себе. Следует подчеркнуть удивительное состояние психологического комфорта детей. Ни в одной из других форм работы не приходилось видеть столько положительных эмоций, особого блеска глаз, настойчивости в повторении движений, желания продемонстрировать перед партнёром свои умения.
  • Не установлено ни одной объективной причины, мешающей включению этой формы работы с детьми в программу физкультурных мероприятий детского дома. Однако имеется субъективный фактор — недооценка значимости данного вида деятельности педагогами, а подчас и нежелание включаться в эту работу.
  • Реальная возможность проведения в каждой группе физкультурных досугов в парах «ребёнок-взрослый» при наличии шести-восьми групп в учреждении — один-два раза в квартал. Однако, если задействовать не только педагогический, но и обслуживающий персонал, а также постоянных шефов (студентов, учащихся рядом расположенной школы и т.д.), то количество мероприятий может быть увеличено.

Участие взрослых на правах партнёрства необходимо предусматривать и во всех других формах активного отдыха. Это позволит превратить формальное «мероприятие» в семейный праздник и принесёт детям истинную радость.

Дедулевич М.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх