Гендерная идентичность детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства весьма важен при формировании гендерной идентичности. Обратимся к указанному понятию. Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола, одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в процессе социализации [1].

Гендерная идентичность формируется с рождения ребёнка при определении его пола. С этого момента начинается процесс гендерной социализации, когда детей целенаправленно воспитывают в соответствии с принятыми в обществе представлениями о «женском» и «мужском». Именно на основании существующих эталонов у ребёнка складываются представление о собственной гендерной идентичности, его поведение и самооценка.

Уже в полтора года у малыша формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6—7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.

Вместе с тем, иногда у мальчиков и девочек встречается нарушение гендерной идентичности. У большинства же людей биологический пол и гендерная идентичность совпадают. Так, рождённый мужчиной ощущает себя мужчиной, а рождённая женщиной ощущает себя женщиной. Но для некоторых людей они различны, в таком случае приходится говорить о нарушении гендерной идентичности, что становится для отдельной личности серьёзной психологической проблемой.

Нарушение гендерной идентичности — класс расстройств, который характеризуется сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности [3].

У детей расстройство гендерной идентичности может проявиться с четырёх лет. Это выражается в разной степени устойчивыми представлениями ребёнка о том, что у него неправильный пол, в отвращении к собственным половым органам и их функциям, в стойком предпочтении одежды, игр, манеры поведения, причёски, способов отправления физиологических потребностей и моделей времяпрепровождения, которые свойственны представителям другого пола. Улавливается также тенденция к стремлению играть роли противоположного пола в играх-фантазиях. В частности, мальчики могут отдавать предпочтение женскому костюму, а девочки — настаивать на мужских стереотипах в одежде. Вероятны стойкие фантазии и ролевые игры, где выбирается персонаж человека другого пола. Мальчики могут отказываться от мужской роли в играх и от стереотипных игрушек для представителей своего пола, начиная участвовать в играх и мероприятиях, которые свойственны девочкам. Их ровесницы предпочитают мужские роли, испытывая неприязнь к женской одежде. Таким образом, при нарушении гендерной идентичности дети чувствуют, что они должны быть представителями противоположного пола и стремятся стать такими [2].

Согласно DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией), нарушение гендерной идентичности диагностируется, когда у человека присутствуют четыре (или более) из ниже перечисленных признаков:

  • многократно заявляет о (настаивает на) собственной принадлежности к противоположному полу;
  • в случае мальчиков: предпочитает одеваться в женское платье или демонстрировать женский стиль одежды; в случае девочек: настаивает на том, чтобы носить только стереотипно-мужскую одежду;
  • в ролевой игре и фантазиях: сильно и устойчиво предпочитает роли, свойственные противоположному полу;
  • желает участвовать в играх и занятиях, типичных для противоположного пола;
  • заметно чаще предпочитает играть с детьми противоположного пола [3].

Основная причина всех этих изменений, как правило, заключается в неадекватном воспитании, идеализации и «духовной незрелости» в области сексуальности. Воспитание таких детей зачастую таково, что они не видят преимуществ находиться в своём биологическом поле. Это может быть при очень авторитарном главе семьи или отце с мягким характером при авторитарной матери. Подобное возможно и в случаях стремления воспитать сильно «прилежного» мальчика, что особенно характерно для родителей солидного возраста. Может сказаться и негативный опыт детства, который тяготит ребёнка, вызывает в нём внутренний протест («эдипов комплекс», страх перед отцом с его жёсткими установками типа «терпи, ты же мужчина»). Примечателен также тот факт, что в семьях мальчиков с нарушениями гендерной идентичности, зафиксированы психиатрические проблемы у матерей или отцов, или отцы отсутствуют, т.е. дети не имеют дома взрослой мужской ролевой модели (биологического отца или другого мужчины). В основном гендерные расстройства встречаются у детей из тех семей, где отсутствует образ идеального отца, который обеспечивает передачу маскулинности через своё физическое и психологическое присутствие, через активную включённость в детскую жизнь, принятие решений в семье, через лидерство и заботу. Отсутствие мужской ролевой модели может вызвать отклонение у мальчиков в сторону феминности.

Таким образом, определяющими факторами в формировании гендерной идентичности у детей в семье являются: её состав, ценностные ориентации родителей в области воспитания сына и дочери, адекватные методы воспитания этих качеств, характер взаимоотношений взрослых между собой и с детьми.

Группа сверстников, общение с педагогами и другими значимыми взрослыми, детская художественная литература, средства массовой информации и иные факторы также становятся важными в формировании гендерной идентичности. Поэтому в учреждении дошкольного образования необходимо психологическое сопровождение её становления у воспитанников.

Воспитание детей с учётом гендерных характеристик предполагает руководство знаниями о физиологических, психологических особенностях девочек и мальчиков.

Организуя игровую деятельность детей дошкольного возраста как модель, обеспечивающую активное усвоение ими гендерной роли, необходимо обратить особое внимание на следующие факторы. Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения мальчиков и девочек к отражению в игре социально одобряемых образов мужского и женского поведения.

При организации гендерно-комфортной среды, являющейся одним из факторов формирования гендерной идентичности, создаётся полифункциональная предметно-развивающая среда, окружающая девочек и мальчиков. Важные элементы предметно-развивающей среды — уголки мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений; куклы-девочки, куклы-мальчики со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.

С целью повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания и формирования гендерной идентичности у сыновей и дочерей нужно использовать разнообразные формы работы. Рекомендуем проводить родительские собрания на темы: «Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста», «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»; консультации: «Воспитание в семье детей разного пола», «Особенности воспитания ребёнка в неполной семье», семинар «Представления детей дошкольного возраста о роли мужа и жены, отца и матери», семинар-тренинг «Как говорить с ребёнком о половых различиях». Советуем организовать в учреждении дошкольного образования уголок для родителей «Книги для мальчиков», «Книги для девочек», «Клуб папы», «Клуб мамы» и т.п.

При взаимодействии родителей и педагогов с детьми важным является формирование начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Эти начала способствуют развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки в настоящее время, в будущем и его устойчивости, неизменности. Они направлены на формирование положительного отношения к предстоящей социальной роли (мужчины, женщины, отца, матери).

Таким образом, формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей. Для достижения этой цели важно объединить усилия специалистов, педагогов и родителей.

 

Литература:

  1. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. — 2-е изд., 2012.
  2. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина. — СПб., 1998.
  3. Комер, Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. / Р. Комер. — 4-е изд. — М., 2005. (Психологическая энциклопедия.)
  4. Эсбен Эстер Пирелли Бенестад. Гендерная принадлежность: дети, подростки, взрослые и роль терапевта / Эсбен Эстер Пирелли Бенестад.

 

Т. Аверьянова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх