Гендерное воспитания дошкольников: основные аспекты

Люди играют много ролей в своей жизни, но мало какие из ролей предлагаются им так рано и имеют такое значение, как гендерные.

Дети приобретают маскулинные и феминные черты через их социализацию родителями и другими людьми — носителями знания в данной культуре. Здесь велика роль дошкольного учреждения. Усвоение гендерной культуры — неотъемлемая часть становления личности подрастающего человека. Биология, познание и социальные силы — все вместе формируют уникальную гендерную роль, которую играют конкретные мальчики и девочки.

Дошкольное учреждение оказывает одно из определяющих влияний на развитие и становления личности подрастающего человека. Усвоение гендерной культуры — неотъемлемое условие успешной социализации. Формирование гендерной культуры является актуальным в процессе воспитательной работы дошкольного учреждения.

Дошкольный и младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации. В этот период дети стараются избегать представителей другого гендера. Склонность мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей еще в 3-х летнем возрасте и поступательно усиливается до вступления в период полового созревания.

Эта особенность требует понимания и деликатной помощи со стороны взрослых. Особенная роль в формировании гендерных отношений отводится воспитателю. Часто бывает, что в дошкольных учреждениях гендерное развитие практически не представлено, лишь некоторые воспитатели интуитивно реализуют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентирую внимание детей на том, что мальчикам необходимо помогать и уступать девочкам, не обижать их, заступаться за них.

В дошкольном возрасте многие психосексуальные характеристики ребёнка находятся в процессе формирования, так что даже не существенные воздействия в этом периоде могут приводить к весьма существенным эффектам в дальнейшем. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию гендерных отношений в группе детского сада.

Таким образом, перед дошкольным учреждением встаёт сложная задача — найти такие приёмы и методы воспитания, которые позволили бы удачно и целенаправленно использовать разнообразную деятельность детей, как средство всестороннего развития, в том числе и усвоение гендерной культуры подрастающим поколением.

Задачи гендерного воспитания решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания. Вот некоторые из них.

  1. I. Взаимодействие с семьёй:
  • родительский университет (ознакомление родителей с основами гендерной культуры, беседы по данной тематике);
  • тематические родительские собрания с приглашением специалистов, где проводятся лекции педагогом, психологом, врачом по различным вопросам, таким как возрастные особенности дошкольников, психосексуальное развитие ребёнка от 0 до 7 лет, основные этапы психосексуального развития, роль семьи в психосексуальном развитии.
  1. II. Для оптимизации общения мальчиков и девочек можно использовать:
  • этические беседы (подбираются такие сюжеты для бесед, где рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей мальчиков и девочек, мужчин и женщин, различие и сходство между ними, функции и обязанности членов семьи, мужские и женские роли в семье и обществе);
  • художественные произведения (формирование представления о мужчине и женщине с помощью фольклорного материала: загадок, пословиц, поговорок, сказок и т.д., формирование представлений о взаимоотношения мальчиков и девочек на основе детской литературы);
  • объединение мальчиков и девочек в совместную деятельность (8 Марта, подготовка к празднику 23 февраля, поздравление мальчиков и девочек, другие мероприятия, проводимые в ДУ);
  • сюжетные картинки, где показаны различные отношения мальчиков и девочек, воспитатель побуждает выразить своё отношение к происходящему, оценить поведение персонажей;
  • решение проблемных моральных ситуаций с детьми (поступки мальчиков в отношении девочек и наоборот), это способствует тому, что правило, регулирующие отношение между детьми, действие самого ребёнка становятся объектом непосредственного внимания.

Таким образом, если воспитатель будет прививать детям уважение к противоположному полу и включать их в совместную деятельность, то для детей не будет нечего особенного в том, что они общаются и дружат со сверстниками противоположного пола. Воспитателям и родителем необходимо поощрять детей усваивать все лучшее из обеих гендерных ролей.

Т. Аверьянова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх