Константин Ушинский — гордость русской педагогики

Он прославил русскую педагогику. Его творчество всегда было обращено к народу, а его идея народности воспитания реализовывалась через родной язык. В 1864 году великий педагог приступил к работе над своими трудами «Родное слово» и «О первоначальном преподавании русского языка», которые оказали большое влияние на развитие теории и практики педагогики.

Константин Ушинский считал, что в языке одухотворяются народ и родина. Именно родному языку посвящены его прекрасные произведения для детей — «Родное слово» и «Детский мир». В них педагог приближается к ребёнку, входит в мир его интересов и чувств. Он пронизывает эти руководства, по которым учились многие поколения детей, народным духом, открывая читателю непревзойдённые образцы народной педагогики.

Книги К.Д.Ушинского для детей наполнены загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, создающими яркий колорит народной педагогики, культуры, традиций и идеалов. Сказки, короткие рассказы, басни и стихотворения, переплетаясь, сверкают многоцветием языка, представляют монументальную панораму труда и жизни народа.

Загадки в книгах «Родное слово» и «Детский мир» отражают реалии быта. В них, как и в былинах, и в сказках, аккумулирован многовековой опыт народа, его мудрость. Они поучительны и практичны. К.Д.Ушинский отмечал, что народная педагогика наполнена представлениями о могучих силах природы и их влиянии на жизнь людей, об огромной роли труда и его воздействии на воспитание, о необходимости вдумчивого познания окружающего мира.

Педагог подчёркивал, что, наблюдая за приметами, дети легче усваивают определённый порядок в природе, не зависящий от воли людей. Загадки помогают раскрыть явления мира, окружающего ребёнка, учат его сравнивать, задумываться, давать правильную оценку. Загадки кодируют знания о предметах домашнего обихода. Вот некоторые из них:

  • Травы поем, зубы вытуплю, песку хвачу — опять наточу. (Коса.)
  • Летит — воет, а сядет — землю роет. (Жук.)
  • Кто мост на реке мостит без ножа, без топора, без клиньев, без подклиньев? (Мороз.)
  • Когда в году всего два дня? (Второго января.)

Большое значение придавал К.Д. Ушинский и пословицам, отмечая их характерную особенность — живучесть и неподвластность времени («пословица век не сломится»). Многие пословицы дошли до сегодняшнего дня и звучат весьма актуально. В них чётко сформулирована мысль в форме наставлений, пожеланий, советов:

  • Почитай старость — сам будешь стар.
  • Не будет и скуки, как заняты руки.
  • Грамоте учиться — вперёд пригодится.

Педагога привлекала их конкретность, образность, ритмичность и краткость, поэтому он использовал их в «Родном слове». Пословицы легко запоминаются и способствуют развитию памяти и мышления детей. Они, наряду с поговорками, характеризуются меткостью, остротой слова, лаконичностью:

  • Что не родится, то и не умирает.
  • День да ночь — сутки прочь.
  • Лето — собироха, а зима — подбироха.
  • Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счёт.

В коротких рассказах на нравственные темы, рассматриваемых педагогом, добродетель противопоставлена лихоимству, ум — глупости, труд — лени. Использование антонимичных понятий при характеристике качеств героев помогает глубоко раскрывать смысл повествования. Вот пример такого рассказа:

  • «Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит ленивый.
  • «Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит прилежный.

Рассказы, состоящие всего из нескольких строк, содержат ценные мысли о том, как нужно себя вести, чему следовать в жизни, чтобы было хорошо тебе и другому. В этом плане показателен рассказ «Хромой и слепой», впечатляющий краткостью и содержательностью:

«Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи, и оба перешли благополучно».

Сказки, помещённые в «Родном слове», так же, как рассказы, полны прелести и очарования. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Гусь и журавль» читаются сегодня детям, как и в былые времена, и в семье, и в дошкольных учреждениях, поскольку мысли, заложенные в них, не потеряли своей значимости. Сказки чаще всего рассказываются или читаются матерями. К.Д.Ушинский роль матери видел в том, что она приобщает ребёнка к сокровищам родного языка, вводит в мир устного народного творчества.

Именно от неё дети получают первую информацию о законах окружающего мира, учат родную речь, а позже усваивают нравственные нормы поведения. Мать как первая воспитательница ребёнка должна быть непререкаемым авторитетом в семье, считал педагог. Именно поэтому к ней обращено множество пословиц и поговорок. Она сравнивается с родной землёй — символом плодородия и плодовитости.

Почитание матери — это первая нравственная заповедь народной педагогики, и ей в семьях следовали неукоснительно. Подчёркивая, что истинная воспитанность человека измеряется вниманием к матери, К.Д. Ушинский всегда напоминал, что необходимо заботиться о ней, беречь её здоровье, не оставлять одну в старости, охранять от бед и невзгод. Мать приобщает ребёнка к учению, важность которого определена педагогом в такой поговорке: «За грамотного двух неграмотных дают, да и то не берут».

К.Д.Ушинский не переставал восхищаться трудолюбием народа и считал необходимым формировать это качество в человеке с самого раннего возраста. Он тесно связывал трудолюбие с такими нравственными чертами, как милосердие, щедрость, честность, справедливость, стремление делать добро. Родной язык развивает в детях чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Народная педагогика бережно хранит лучшие традиции народа, передаёт их посредством родного языка от поколения к поколению. За это так высоко ценил её К.Д.Ушинский.

Л. Суарес


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх