Гуманизация дошкольного образования

Гуманизация образования (дошкольного) Г.О. – направление в современной педагогике, нацеленное на воплощение идей гуманистической психологии в практике воспитания и обучения (во всех компонентах данных процессов); система мер, направленных на проникновение принципов гуманизма во все «уголки» жизни воспитательно-образовательного учреждения (детсад, школа и др.).

Основные задачи такого учреждения, согласно Г.О. – создание благоприятных условий для развития заложенного в каждом человеке позитивного духовного и творческого потенциала, потребности в самореализации и самосовершенствовании; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Г.О. предполагает принятие педагогом (родителями) ребенка таким, каким он есть, понимание его, проявление к нему внимания, любви, эмпатии, представление ему права на выбор, ошибку, самостоятельный творческий поиск,  стимулирование его заинтересованной поддержкой.

Г.О. рассматривается в настоящее время не только как одно из средств повышения эффективности воспитания и обучения, но и как важнейшее условие сохранения и укрепления психофизического и нравственного здоровья, без чего приобретенные детьми знания и умения утрачивают свою ценность. В соответствии с этим ряд внедряющих принципы гуманизации образовательных учреждений берет на себя ответственность по обеспечению психологической безопасности  своих воспитанников, их психологической защищенности и эмоционального комфорта, нацелен на развитие у детей чувства собственной значимости, ценности, позитивной Я-концепции, веры в себя.

Г.О. играет роль социальной защиты ребенка в детстве, его прав, в частности на образование, направленного «на развитие личности, талантов, а также умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (Конвенция о правах ребенка. Пункт 1 статьи 29), права «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» (статья 31 Конвенции).

Реализация гуманистических принципов в воспитании и обучении предполагает замену традиционной учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса на личностно-ориентированную, базирующейся на стремлении педагога строить отношения с детьми на основе субъект – субъектных связей, разрешать возникающие противоречия, в максимальной степени опираясь на способности ребенка к проявлениям самостоятельности и активности, его субъектный опыт.

Г.О. означает отказ от поиска универсальных педагогических технологий, априорно – их вариативность в зависимости как от индивидуальных особенностей ребенка, предпочитаемых им способов переработки материала, так и личности педагога, его индивидуального стиля деятельности и общения.

Сторонники Г.О. ориентированы на «недирективное обучение» (К.Роджерс), широкое использование в педагогическом процессе «специфически детских» (А.В.Запорожец) видов деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, драматизации сказок и др.), опору на значимые для детей мотивы деятельности, на «пропитанность» обучения дошкольников эмоциями удивления, сомнения, радостью открытий, синтез интеллекта, аффекта и действия.

Г.О. предполагает проникновение принципов гуманизации и в управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения (преодоление догм, стереотипов командно-административной системы руководства; пропитанность гуманизмом как системы официальных, так и неофициальных межличностных взаимоотношений; создание в педагогическом коллективе условий, психологического климата, благоприятного для личностного роста его членов, творческого самовыражения педагогов, проявления их индивидуального стиля; выражение заботы о психологическом здоровье сотрудников дошкольного учреждения, профессиональном долголетии педагогов и т.п.). Существенную роль в гуманизации образовательной системы играют создаваемые (начиная с 90-х годов) психологические, медико-социально-психологические и валологические службы в учреждениях образования.

Е.А.Панько


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх