Игра объединяет мир взрослых и детей

Одним из важнейших направлений развития дошкольного образования является тесное взаимодействие двух воспитательных институтов — семьи и дошкольных учреждений — с целью разностороннего развития личности ребёнка с учётом его возможностей и способностей.

В жизни ребёнка-дошкольника семья  — первичный воспитательный и социальный коллектив. Она является проводником социального влияния, именно в ней он оказывается органически включённым в сеть социальных отношений, которые составят содержание будущей личности.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, в которой формируются основные психологические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, в ней ярко проявляются особенности развития психических процессов ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Исследования в области педагогики и психологии дошкольной игры основываются на концепции её социально-исторической обусловленности. Её суть заключается в понимании игры как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию.

В игре развиваются воображение, образное мышление, создаются условия для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нём между детьми, обеспечивающих развитие качеств «общественности», позволяющих успешно взаимодействовать с другими. Рядом исследований определена роль игры в развитии познавательной сферы, формирования самостоятельности, наглядно-образного мышления, социальной ориентации, воли и произвольности дошкольников, их нравственного воспитания.

Игра — особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, как средство, реализующее стремление детей участвовать в жизни взрослых.

Игра является неотъемлемым элементом детской субкультуры, с другой — элементом системы образования детей, целенаправленно используемым обществом для их воспитания, обучения и развития, подготовки к дальнейшей (в том числе и взрослой) жизни. Осознание данного положения очень важно в аспекте взаимодействия педагогов и родителей. Повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, необходимо акцентировать внимание именно на игре как источнике разностороннего развития ребёнка, на обеспечении ею зоны ближайшего развития дочери или сына. Это особенно актуально в современных условиях, когда достаточно большое количество родителей, к сожалению, игнорирует игру как саму по себе, её воспитательный потенциал, так и создание условий для её развития в процессе семейного воспитания.

Некоторые родители (и их немало) утверждают, что дети не любят играть. Но ведь игра не возникает сама собой. Она передаётся от одного поколения к другому — от старших к младшим. Значит, где-то эта связь нарушена. Дети растут среди взрослых. А взрослые часто находят причины, по которым им «играть некогда». Старшие братья и сёстры предпочитают компьютерные игры, отгораживаются от младших наушниками с музыкой. Цепь преемственности, передачи игр прервана.

Нарушение естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения ребёнком действительности осваивались в процессе игр со старшими детьми, тесного общения со взрослыми, также может стать предметом обсуждения с родителями. Одним из приёмов, который может в данном случае быть использован в работе с семьёй, является аудиозапись детских рассказов на тему «Как я играл в выходные дни». Многие родители, слушая её, невольно анализируют прошедшее и понимают, насколько интереснее прожили бы их дети эти дни, если бы они смогли уделить им чуть больше времени. Действительно, ведь многие мамы и папы в выходные стараются, чтобы дети находили себе «тихие занятия», иногда «перепоручают» их телевизору и т.д. Нам, педагогам, в такой ситуации важно направить усилия на осознание родителями необходимости уделить ребёнку внимание и стать партнёром по игре. Приглашение взрослого в игру — знак величайшего доверия ребёнка!

В современной концепции психологии игры различают сюжет и содержание игры ребёнка. Сюжет — это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, конкретные условия жизни, знакомые ребёнку. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребёнком в качестве момента деятельности и отношений между взрослыми в их труде, повседневной и общественной жизни. Современная ситуация и здесь требует профессиональной позиции педагога в контексте взаимодействия с семьёй. Да, порой настораживают сюжеты и содержание детских игр. Это серьёзный повод для размышления. Но ведь они лишь отражают то, чем наполнена жизнь, душа ребёнка.

В сюжетах, содержании игр ребёнок идентифицирует себя с ближайшим окружением, т.е. с семьёй. Родители обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей ребёнка: кормят, одевают, укладывают детей спать. Кроме того, они ещё отдыхают и работают. Ребёнок в своей игре, прежде всего, отражает эти поведенческие акты.

Предметы, которые мы предлагаем для игры, наталкивают ребёнка на определённый сюжет, хорошо знакомый каждому: внутрисемейное бытовое взаимодействие членов семьи, их функционирование в домашней ситуации и т.д. Отметим, что профессионализм педагога в обсуждении данных вопросов должен сочетаться с огромной тактичностью, корректностью в налаживании партнёрских связей с семьями воспитанников.

Конкретные виды игр для детей и их значение

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, оказывает влияние на все стороны развития ребёнка.

Рассматривая игровую деятельность в контексте взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, следует обратить внимание педагогов на необходимость повышения компетентности родителей в использовании конкретных видов игр и их роли в развитии познавательной сферы, воображения, мышления, речи, памяти, формировании нравственных основ личности, удовлетворении и развитии потребности ребёнка в самоутверждении, признании, формировании его самооценки. Важно показать родителям, что в игре создаётся возможность для перехода дошкольника на более высокую ступень интеллектуального и нравственного развития. Дифференциация влияния разных видов игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, дидактических, подвижных и др.) на разностороннее развитие личности ребёнка позволит родителям более осознанно приобретать игры и игрушки, стимулирует их использование в условиях семейного воспитания с учётом возраста, пола, индивидуальных особенностей детей.

М. Ярмолинская


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх