Организация игровой деятельности в детском саду

Большое место в детском саду должны занимать интересные, содержательные, педагогически ценные игры, где дети активно действуют, общаются друг с другом, договариваются о совместных действиях, выполняют взятые на себя или порученные обязанности, роль, распоряжаются или подчиняются, радуются, огорчаются, помогают друг другу.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует использовать игру в целях формирования у детей скромности, смелости, находчивости, жизнерадостности, настойчивости, внимания друг к другу, доброжелательности, умения считаться с мнениями другого, подчиняться большинству и т. д.

мальчик и девочка играютПоложительные привычки и навыки поведения воспитываются путем неоднократных повторений, конкретных поступков. Упражнения в положительных поступках, в проявлении благородных чувств наиболее целесообразно организовать в играх. Но это возможно лишь при условии, что игра станет формой организации жизни и деятельности детей, т. е. займет в педагогическом процессе детского сада должное место: жизнь детей должна быть наполнена разнообразными играми, и деятельность их в часы игр организуется и направляется в целях реализации указанных выше задач. Поэтому, прежде всего надо строго охранять время, отведенное в распорядке дня для игры.

В программе и в методических указаниях указано, что игры начинаются с утра по приходе ребенка в детский сад и продолжаются до завтрака. Затем дети снова играют до начала занятий, после чего они выходят на прогулку, где большая часть времени отводится играм: подвижным, ролевым, строительным (с песком, снегом) и др. Игры на воздухе прерываются обедом с последующим дневным сном. После сна дети снова возвращаются к игре.

В каждый из этих периодов проводятся разнообразные игры: ролевые, подвижные, строительные, дидактические, музыкальные, драматизации, игры-забавы. Разные игры дают возможность удовлетворить разнообразные интересы детей, организовать и направить их поведение, взаимоотношение.

Помимо задач воспитания личных качеств и навыков поведения, каждый вид игр имеет и свои специфические задачи. Так, например, подвижные игры помогают упражнять детей в движении, беге, лазании, метании, совершенствовать легкость, координацию, красоту движений. Дидактические игры способствуют развитию анализаторов, мышления, речи. Строительные игры полезны для формирования конструктивных навыков и т. д.

Задача воспитателя, его организующая, руководящая роль заключается в том, чтобы направлять поведение и взаимодействие детей.

Управление игровой деятельностью детей должно быть целенаправленно, подчинено педагогическим задачам, определенным программой для каждой возрастной группы. Помимо знания программных задач, педагогу необходимо хорошо знать каждого ребенка своей группы: уровень развития, интересы, склонности, положительные качества и недостатки, взаимоотношение со сверстниками и т. п.

Исходя из программных требований и знания индивидуальных особенностей каждого ребенка, воспитатель продумывает, определяет и свою деятельность в часы игр: кому из детей, какую игрушку или игру предложить, с кем поиграть самой, какую игру, начатую детьми, поддержать и т. д. Очень важно своевременно помочь детям в организации игры, договориться, кто что будет делать, подсказать, что необходимо для игры.

Непременным условием успешного осуществления воспитания детей в игре является правильный подбор игрушек, дидактических материалов. Это могут быть: игровые наборы, детские музыкальные инструменты, наборы для творчества, конструкторы, различные детские обучающие и развивающие игрушки.

Размещать игровой материал в групповой комнате и на участке следует так, чтобы детям было удобно его брать и возвращать на место, чтобы он не занимал площадь, необходимую для подвижных, строительных игр, для спокойных игр с сюжетными игрушками, с дидактическим материалом и пр.

На участке, кроме того, необходимо определить место для катания на лыжах, коньках, велосипедах, для игр с мячами и другими моторными игрушками.

Нужно оборудовать место для игр с песком и дать его детям в достаточном количестве. Важно приучать детей беречь песок, не разбрасывать его, подгребать в кучу, после того как игра закончена.

Для игр на участке необходимо иметь скамеечки, столы. Они могут быть и вкопанными в землю, и выносными. Маленькие скамеечки (с отверстиями для флажка, руля и пр.) нужны детям для разнообразных игр: дети свободно переносят их и устанавливают там, где им удобно играть.

Хорошим материалом для сооружения всевозможных построек (для игры в транспорт, колхоз, ферму) являются доски, поленья дров, чурбаки, ящики, лоскут, а также шишки, камешки и т. д.

В условиях сельской местности есть большие возможности для организации игр детей и вне участка: у естественных водоемов, неглубоких ручейков; тут же на бере-гу дети могут играть с водой, песком, камешками, глиной.

Хорошо выбрать в ближайшем лесу уютные полянки, где есть кустарник, пельки или поваленные деревья. Подобная обстановка благоприятствует развитию игр в сказки, в путешествия, способствует детскому творчеству. Несомненно, сельские дети с увлечением играют в космонавтов, в мореходов и пр., но все-таки тематика их игр должна иметь свою специфику. При правильной организации воспитательной работы дети отражают в играх окружающую их жизнь: труд на молочной ферме, на птицеферме, на парниках, на току, работу трактористов, шоферов, комбайнеров и т. п.

Воспитатели должны интересно рассказывать детям о хозяйстве, знакомить с трудом их родителей и вместе с детьми принимать в нем посильное участие. Дети должны знать имена лучших людей своего села, стремиться подражать им.

Если детский сад малокомплектный и в одной группе находятся дети разные по возрасту, воспитателю надо ориентироваться на две возрастные подгруппы — более младших детей и более старших.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх