Игры-драматизации с детьми 4-6 лет

Игры-драматизации для детей этого возраста довольно разнообразны. Здесь уже имеют место специально организуемые представления — спектакли для других детей (малышей, детей соседней группы), родителей, индивидуальные и групповые игры по мотивам одной сказки, сценические импровизации отдельных отрывков из разных рассказов и сказок.

Систематическое участие детей в играх-драматизациях способствует развитию их самостоятельности, инициативы и творчества, что соответствует развитой игре-драматизации, которую уже рассматривают как «предэстетическую» деятельность.

У дети 4-6 лет уже способны к образному восприятию идейного содержания, к воспроизведению сюжета и взаимоотношений героев. Возникающее «эмоциональное предвосхищение» также способствует более глубокому восприятию художественного произведения, сопереживаниям его персонажам, эмоциональному воплощению взятой на себя роли в игре-драматизации. Они овладевают новыми сценическими умениями и навыками, необходимыми для создания образов героев произведений. Это создание образа требует от ребенка активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить средства выразительности. Если дети не понимают сущности создаваемого, если их переживания не связаны с внешним действием героя произведения, то образ становится бледным и невыразительным.

Работу с детьми этого возраста можно показать, например, на игре-драматизации русской народной сказки «Теремок».

Дети этого возраста уже самостоятельно могут выбрать тему для игры-драматизации, предварительно согласовав ее между собой, называют, например, русскую народную сказку «Теремок». Эта сказка является одной из самых любимых детьми, ее большинство детей знает наизусть. Поэтому воспитателю достаточно лишь напомнить детям содержание при рассматривании иллюстраций разных художников, Дети самостоятельно распределяют роли, исполняют их. После того как они проиграют сказку неоднократно, следует пронести анализ игры. Так как все дети побывали в роли актера и зрителя, они имеют возможность проанализировать действия персонажей в исполнении разных детей: у кого получилось лучше и почему, чем герой больше поправился. Воспитателю важно, чтобы оценка была доброжелательной и носила форм советов друг другу. Необходимо одобрить тех, кто, преодолев робость, взял на себя какую-либо роль. С целью поощрения активности этих детей можно рекомендовать проводить драматизации индивидуально, небольшими подгруппами.

В процессе игры-драматизации дети могут самостоятельно продумать, что необходимо и чего нет для игры: декораций, костюмов, определить, что можно выполнить самим, а что с помощью родителей, дома. Это послужит поводом к возникновению совместной художественно-трудовой деятельности в семье и в детском саду.

Для постановки не достаточно известного детям произведения. Воспитатель должен:

— сначала рассказать или прочитать сказку детям;

— провести беседу, например: «Чем вам понравилась сказка? Что в ней было интересного? Какой герой вам больше нравится? Почему? Расскажите о нем подробнее. Вы бы также поступили на его месте или по-другому? Почему? Вспомните, в каких сказках этот персонаж ведет себя по-другому. Кто не понравился в этой сказке и почему?»;

— в конце беседы придумать и рассказать новую сказку про этих же героев. Показать их можно такими, какими хочется детям;

— рассмотреть вместе с детьми иллюстрации одной и той же сказки в книгах, оформленных разными художниками;

— разделить детей перед игрой па подгруппы, объяснив, что та подгруппа, у которой сказка получится лучше, будет, например, показывать ее малышам первыми;

— если сказка длинная (например, «Три поросенка»), то драматизировать ее вначале не всю, а но отдельным сценкам, фрагментам;

Перед игрой дети должны сами подбирать костюмы для исполнения своих героев, вместе с воспитателем решать, какие подсказки-иллюстрации использовать при изготовлении декорации; самостоятельно или вместе с взрослыми изготавливать декорации, костюмы, атрибуты. В ходе подготовки к игре-драматизации дети подбирают музыкальное сопровождение (звукозапись, «живое» исполнение). Часть детей, которые не участвуют в игре в качестве «артистов», могут проявить свою активность, исполняя музыкальное сопровождение на детских музыкальных инструментах или вручая билеты малышам.

Работа по развитию у детей навыков драматизирования дает свои результаты: у детей в самостоятельной деятельности будет активно проявляться творческое воображение, дети смогут словесно описать характеры персонажей, содержание своих действий, определять задачи игр. С этой целью можно рекомендовать для игр-драматизаций примерно следующие произведения: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», белорусскую народную сказку «Лисица и журавель», сказки В. Сутеева «Под грибом», К. Чуковского «Три поросенка», «Мойдодыр», С. Маршака «Кот и лодыри», стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» и др.

Детей 4-6 лет необходимо учить самостоятельно находить способы образной выразительности, развивая при этом чувство партнерства. Решению этих задач будет способствовать ролевое обыгрывание персонажей, отдельных сценок произведения. Например, прежде чем приступить к драматизации сказки, предложить детям рассказать ее по ролям, находя нужные интонации. Воспитатель проводит и индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения в сочетании с движением.

Для развития чувства партнерства и умения передать диалог в движении можно предложить детям разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами из литературных произведений или из жизни. Некоторые дидактические игры и упражнения также способствуют развитию игры-драматизации, например «Из какой я сказки», «Сказки-загадки» будут способствовать развитию инициативы, творчества, умения согласовывать свои желания и действия с действиями и желаниями партнера но игре, а дидактические упражнения «Корзинка», «Чей дом», «Лес» закреплять умения детей подбирать атрибутику и декорации к игре-драматизации.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх