Интегрированное занятие по ознакомлению детей с искусством

Тема интегрированного занятия: Составление описательного рассказа по репродукции картины Петра Кончаловского «Сирень».

Задачи: способствовать сочинению детьми описательных рассказов с использованием приёма моделирования; знакомить с новыми технологиями изготовления своими руками различных изделий (создание декоративных полуобъёмных объектов для интерьера группы); углублять практические связи детского дизайна с художественно-речевой деятельностью, включая в него элементы этой деятельности; воспитывать эстетический вкус детей, развить их познавательный интерес в процессе восприятия произведений искусства.

Методические приёмы: рассказ воспитателя по картине в качестве образца для детей, беседа с детьми о художнике; вопросы — ответы по картине; обсуждение замысла будущей картины-панно с детьми; объяснения, указания, советы, показ технических способов выполнения панно; рассматривание схем-моделей; использование аудиозаписи; анализ детских работ, игровая ситуация.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о русском художнике Петре Петровиче Кончаловском, который очень любил рисовать цветы. Особенно он любил сирень и посвятил ей много своих картин: букеты сирени в вазах и корзинах, на столе и на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал радоваться красоте этих цветов, умел передавать красоту соцветий.

В. Какое настроение у вас вызвали картина? (Хорошее, бодрящее, радостное; картина напоминает о весне и солнце, о красоте природы весной; нам вспоминается аромат сирени.) Действительно, художник передаёт красоту цветов красками, композитор и поэт передают весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков, слов. Сам художник сказал о своей картине: «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется».

Вопросы к детям:

Ребята, какая сирень, расскажите о ней? (Изумительная, восхитительная, красивая, очаровательная, ароматная, душистая, бесподобная, нежная, прекрасная, великолепная, чудная, чудесная.)

Какого цвета, каких оттенков сирень? (Лилового, голубого, синего, фиолетового, белого; со светло-зелёными и зелёными листьями.)

Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали? (Да, ему это удалось: сирень выглядит свежей, благоухающие цветы, свежие листья; веточки, лежащие на столе тоже ещё не завяли, они свежие.)

С чем можно сравнить эти цветы? (Со звёздочками, звоночками.) Расскажите, какие грозди сирени? (Гордые, нарядные, пышные, развесистые.)

А какие листочки? (Зелёные с тонкими прожилками.)

Как бы вы назвали этот прекрасный букет? («Красивый букет сирени», «Спящая красавица», «Заколдованная принцесса», «Таинственная незнакомка».)

В. Ребята, к нам пришла посылка от жителей сказочной страны весенних цветов. Давайте посмотрим, что же в ней?

Вскрывает вместе с детьми посылку и достаёт сообщение.

В. Тут письмо с легендой о сирени. Послушайте её.

«Молодой Пан — бог лесов и лугов — повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан поговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, хотел её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Так имя Сиринги и дало ему название — сирень».

Вот такая интересная древняя легенда… А ещё из сказочной страны пришли схемы-модели, по которым мы с вами попробуем составить интересный рассказ по нашей картине.

Модели выставляются последовательно, на уровне глаз детей.

Картинка-модель № 1. Дерево с распускающимися листьями. Оно символизирует приход весны. В мае распускается сирень. Мы как бы оказываемся в сиреневом саду и мысленно срываем большой букет сирени…

Картинка-модель № 2. Круглая ваза с разными цветами соцветий сирени: фиолетовыми, голубыми, синими, лиловыми, белыми.

Картинка-модель№ 3. Геометрические фигуры. Это — напоминание о том, что надо рассказать о форме соцветий сирени. Они похожи на звёздочки, звоночки.

Картинка-модель № 4. Листок сирени. Его изображение сообщает о том, что надо описать листья сирени. Они зелёные, с тонкими прожилками, свежие.

Картинка-модель № 5. Изображение носа. Следует рассказать, как пахнет сирень, выразить своё отношение к картине и настроение. Ветки тяжело клонятся к столу, наполняют воздух комнаты ароматом весны.

Образец рассказа воспитателя: «В конце весны распускается сирень. На картине художник изобразил только что сорванные ветки, помещенные в вазу. Нежно-голубые, фиолетовые, белые и лиловые соцветия сирени похожи на звёздочки, которые прячутся в зелёной свежей листве. Картина вызывает хорошее радостное настроение. На ней художник передал красоту цветов».

Воспитатель заслушивает 3—4 описательных, самостоятельно придуманных детьми рассказа, быстро записывает их и вкладывает в конверт. Это письмо позже отправляется в сказочную страну весенних цветов.

Физкультминутка «Цветки».

Ладони соединены в форме цветка, пальцы медленно разгибаются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, пальцы медленно сгибаются, приобретают форму цветка, затем — покачивание головкой цветка. Движения сопровождаются чтением потешки):

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Повторяется несколько раз.

В. Ребята, но спать мы с вами не будем, ведь жители сказочной страны нам прислали ещё много разных интересных вещей.

Педагог достаёт из посылки салфетки, готовые рамки для панно, цветную бумагу зелёных оттенков. Детям предлагается вспомнить приёмы вырезывания листьев: путём складывания бумаги, по контуру. Воспитатель демонстрирует приёмы, какими можно получить соцветия сирени (скомкав разные кусочки салфеток), а потом прикрепляет их с помощью клея.

Дети выполняют картины-панно по подгруппам для украшения комнат детского сада.

Педагог оказывает косвенную помощь: подсказывает, консультирует. Во время выполнения задания тихо звучит музыка Петра Чайковского: «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».

В. Замечательные получились у вас панно. Я думаю, сегодня на занятии мы мысленно побывали в сиреневом саду и нарвали там большой букет цветов, возможно, таких, какие изображены на картине русского художника Петра Кончаловского.

Предлагает детям выбрать картину-панно для своей группы и определить место, где она будет украшать интерьер группы. Остальные картины-панно они отдают в подарок для украшения других групп детского сада.

Алла Смердова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх