Использование игрушек в театрально-игровой деятельности с детьми

Прекрасный источник пополнения наборов игрушек для настольного кукольного – игрушки, с которыми дети расстаются довольно рано, так как свою основную функцию они уже выполнили и считается, что их развивающий эффект исчерпан.

Но как жалко расставаться с некоторыми из них, например с замечательными погремушками, в выпуске которых преуспевают современные производители. Ассортимент этих игрушек так широк, они так притягательны обилием форм и цветов, а их ножки-ручки так удобно помещаются в детской руке и могут легко передвигаться по столу, что было бы обидным, если бы эти игрушки остались забытыми и ребенок, которому их покупали в том возрасте, когда он не мог оценить их эстетические качества, в своем сознательном возрасте не вдохнул в них жизнь снова.

Игрушки раннего детства хороши еще и тем, что они созданы нашей промышленностью в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, на которых мы остановимся ниже, а в завершение разговора об игрушках для настольного театра обратим внимание еще на одну прекрасную семью игрушек – народные игрушки.

Во все времена взрослые делали детям игрушки – маленькие фигурки людей и животных. Народный мастер – первый художник-игрушечник – использовал в своей работе материалы, которые часто были под рукой – глина, дерево, соломка, кусочки ткани. Играя, дети переставляли фигурки с места на место, разговаривали с ними и за них. Детские игры всегда напоминали кукольные представления на самые разные сюжеты. Народная игрушка вышла из тех же истоков, что и народные театры. Неоправданно было бы не использовать ее в театрально-игровой деятельности детей. Народный театр кукол родился в средние века.

С течением времени игра кукол вошла не только в религиозную, мистическую, но и в художественную сферу жизни человека. Театр кукол стал жить самостоятельной жизнью. Народная игрушка древнее народного театра кукол, она также продолжает свою жизнь как в сфере быта, так и в мире искусства. Знакомство детей с народной игрушкой посредством превращения ее в персонаж театрализованной игры – прекрасный способ приобщения к народному искусству, возможность оживить игрушку, ставшую в последнее время скорее сувенирной, украшающей интерьер, чем средством возникновения и развития игры.

Мир игрушки большой и трогательный. Благодаря игрушке – произведению декоративно-прикладного искусства, ставшего персонажем настольного кукольного театра — ребенок знакомится с произведениями народного творчества. Поэтому необходимо использовать еще одну возможность дать в руки ребенку игрушку с уникальными художественными достоинствами, воспринимаемыми эстетически даже самыми маленькими.

Образ народной игрушки привлекает детей своей близостью детскому восприятию мира — обобщенный, реалистическо-декоративный, но не чисто натуралистический. Правится детям и узорчатое украшение глиняных игрушек. Причина, прежде всего в красочности и ритмичности. Эти два качества цвет и ритм – раньше всего и легче всего эстетически воспринимаются ребенком. На первый взгляд совершенно условный узор при внимательном рассмотрении оказывается далеко не случайным: в его основе лежит реальная особенность строения, расцветки или оперение. Яркая декоративность в основе своей отражает подлинные особенности, подмеченные в действительности.

Содержание, вложенное в игрушку, и формы его воплощения разнообразны и одновременно традиционны. Они определились первыми создателями игрушки, а с течением времени выделились излюбленные образы игрушек из мира животных и птиц, окружавших жителей нашей земли: коник, козлик, баран, зайчик, петушок. Все эти герои живут в народных сказках, придуманных темп же людьми, в большинстве своем представителями простого народа. Маленькая потешка, песенка, стихотворение станут зримыми, если их чтение или пение будет сопровождаться движениями соломенного, глиняного козлика, котика, семьи русских матрешек (которые живут в наших домах вместе с другими игрушками), кукол. Слово и игрушка, вышедшие из общего истока, сольются воедино.

Мы предлагаем соединить два мира – народную игрушку и театр кукол – в одно целое: театр народной игрушки. Благодаря такому соединению дети прикоснуться к миру народного творчества, к наследию, без которого они не смогут ощутить себя полноправными носителями культуры своего парода. Согреют детей и образы народных игрушек – простые и понятные, и материалы, из которых они сделаны — кусочки родной земли: глина, дерево, солома, льняное волокно, пряжа.

Брызгалова А.Н.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх