Использование технологии детского экспериментирования в ДОУ

Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,

которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств с целью достижения большей эффективности в дошкольном образовании.

Одной из инновационных технологий, отвечающих этим требованиям, является технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды.

Так, в группах учреждений дошкольного образования нужно создать уголок «экспериментатора», где может находиться стол с большим встроенным контейнером, который по мере необходимости будет наполняться песком, водой, глиной, снегом, камешками, опилками и др.; дополнительно в данном уголке можно расположить песочные наборы, специальные игрушки для деятельности с водой. В группе должно быть отведено место, в котором дети могли бы свободно действовать и экспериментировать с природным материалом: камешками разного цвета и формы, минералами, глиной, птичьими перышками, ракушками, шишками (еловыми, сосновыми), орехами, желудями, кусочками коры деревьев, соломой каштанами, маковыми головками, листьями, ветками, пухом, мхом, семенами фруктов и овощей, шерстью (кошачьей, собачьей, овечьей). Такой материал должен храниться в коробках с закрытыми крышками, чтобы уберечь его т пересыхания.

Также можно создать уголок «мастера», оснащенный простыми инструментами, деревянными брусками; различными видами бумаги, картоном, лоскутами (ситец, сатин, цветной шелк, шерсть, байка т пр.); пуговицами разных цветов и размеров, ножницами, красками, клеем и т.д. В таком уголке дети смогут свободно экспериментировать, не опасаясь залить ковер, пол или испачкаться самому. В этот уголок по мере необходимости педагог может вносить различные элементарные приборы и предметы: весы, градусник, подзорную трубу, бинокль, увеличительное стекло, часы, кружки различных предметов, пробирки и пр.

Хорошо также создать уголок «всезнайки», который будет пополняться наглядным материалом: картинками, альбомами, книгами, картами, планами, макетами, детскими энциклопедиями «Я познаю мир», «Все обо всем», «Энциклопедия для дошкольников» и др. В этот уголок помещается также картотека с описанием опытов и экспериментов.

Такая предметно-пространственная среда позволит детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности.

Средством обучения в данной технологии являются графические опоры в виде схем и моделей. Графические опоры, отражающие отдельные понятия или их совокупность как систему, способствуют возникновению проблемы в сознании детей. К тому же наглядность на этапе постановки проблемы способствует длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Помимо этого, графические опоры как виды знаково-символических средств дают возможность оперировать ими и, таким образом, выполняют эвристическую функцию. Развивающие возможности графических опор обусловлены их знаково-символической природой: в процессе психического развития возможности интеллекта возрастают за счет овладения человеком новыми средствами мышления и поведения, т.е. знаково-символическими средствами (Л.С. Выготский). Развитию логического мышления детей способствует работа по осмыслению, анализу предлагаемых педагогом графических опор или по самостоятельной их разработке на этапе обобщения знаний.

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться поэтапно.

Первый этап — игровой. Цель этого этапа — активизация у детей потребности и мотивов экспериментальной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях установлена тесная взаимосвязь протекания психических процессов от потребностей и мотивов, которые побуждают детей к осуществлению этих процессов. В основе осуществления экспериментальной деятельности лежат положительные эмоции, получаемые от ее процесса и результатов.

Первоначально экспериментальная деятельность была организована в игровой форме — в виде сюжетно-дидактической игры «Институт «Познайка», которая проводилась достаточно продолжительное время. Педагогом подбирались атрибуты к игре, материал, необходимый для проведения опытов, экспериментов. Работа «института» отражалась в специальном дневнике наблюдений, в котором педагог фиксировал содержание опытов, экспериментов, проводимых совместно с детьми, в отдельной графе помечал детские высказывания, суждения и т.д.

Второй этап — обучающий. Целью обучающего этапа являлось формирование у детей инструментальных навыков и умений (умение задавать вопросы, делать выводы, комбинировать, устанавливать ассоциации, искать аналогии и т.д.), необходимых в экспериментальной деятельности. Для этого были организованы «курсы молодых ученых», на которых с детьми проводились специальные упражнения («Похоже — не похоже», «Познаем этот мир», «Что делать, если…», «Найди возможную причину…», «Почему так получилось?» и т. д.). Для обучения детей умениям и навыкам проведения экспериментов с детьми была проведена серия элементарных опытов, в процессе которых решались простые задачи, содержащие однозвенные связи. Их особенность заключалась в том, что решаемые задачи были, как правило, неизвестны только детям. Использовалось простое измерительное игровое или бытовое оборудование. Это опыты типа «Поплывет-утонет», «Флейта из соломки», «Заплесневелый хлеб», «Вулкан», «Вырастим кристалл» и др.

Третий этап — эвристический. Целью эвристического этапа было постепенное подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность старших дошкольников организовывалась с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполнялись с помощью определенных методов и форм.

Н.В. Литвина, Е.И. Смолер


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх