Из опыта работы учебно-педагогический комплекса «Детский сад — средняя школа»

Учебно-педагогический комплекс имеет ряд преимуществ перед малокомплектными школами и детскими садами. Большее количество детей комплекса даёт возможность иметь дополнительные ставки специалистов, новые рабочие места, открыть пункт коррекционно-педагогической помощи. Наличие педагога-психолога позволяет проследить динамику развития ребёнка от детского сада до школы, вовремя предупредить дезадаптацию в 1 классе.

За 15 лет существования нашего учебно-педагогического комплекса сложилась система работы по преемственности, целью которой является создание единой развивающей среды дошкольного и начального образования.

Дидактической преемственности способствует согласованность учебной программы дошкольного образования и начальной школы, а также преемственность в использовании методов и форм организации образовательного процесса. С выходом учебной программы дошкольного образования такая проблема практически перестала существовать. Достижению преемственности содействует практико ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями ДОУ. Она проводится через проведение заседаний методического объединения, педагогического совета, семинаров-практикумов по темам: «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Задачи детского сада и семьи в формировании положительного отношения к школе», «Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе» и др.

Формы педагогического взаимодействия на дошкольном и первом уровне общего среднего образования разнообразны: круглые столы, тренинги, дискуссии, открытые занятия и уроки. Воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов посещают внеклассные мероприятия, знакомятся с распорядком дня старшей дошкольной группы, организовано взаимопосещение занятий воспитателями дошкольного образования, учителями и другими педагогическими работниками. Практический материал, наработанный в ходе проведения методических мероприятий, даёт возможность совершенствовать методы и приёмы обучения, вносить коррективы в реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании, выработать единые подходы к игровой и учебной деятельности детей 5—7 лет, изучить возможности интеграции образовательных областей, содержания, видов, форм, методов и средств обучения.

Традиционные мероприятия, проводимые в каждом учреждении образования в рамках работы по преемственности, становятся более эффективными при едином педагогическом коллективе; совместном методическом объединении воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов, педагога-психолога, учителя-дефектолога; единой администрации; общем плане работы. На совместном методическом объединении осуществляются поиск, отработка и внедрение в практику лучших образцов педагогической деятельности, выработка единых взглядов и подходов к осуществлению образовательного процесса с воспитанниками и учащимися начальных классов. Преподаватель начальных классов, педагог-психолог, воспитатель взаимодействуют в течение года по отработанному алгоритму.

Рекомендации педагога-психолога позволяют создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей воспитанников, а затем и младших школьников. Воспитатель характеризует ребёнка, его готовность к учебной деятельности, особенности личностного развития. Учитель, зная особенности своих учеников и в соответствии с рекомендациями педагога-психолога строит взаимодействие с детьми.

Учебно-педагогический комплекс не только имеет предпосылки для успешной реализации преемственности между учреждением дошкольного образования и школой, но и даёт возможности организации дополнительного образования, направленного на развитие личности воспитанника, его творческих способностей, познавательного интереса. В нашем учреждении образования с целью развития психических процессов педагог-психолог проводит игровые занятия с детьми. Взаимодействие по развитию эмоционально-волевой регуляции — это дружеские беседы c любимым персонажем во время прогулки или игры не более 15 минут на темы: «Как победить страх», «Уверенное поведение», «Доброта», «Выбросим плохие мысли» и др. Такая форма работы практикуется педагогом-психологом в старшей группе детского сада и продолжается в 1 классе с целью укрепления психологического здоровья детей.

Как результат, адаптация первоклассников к школе происходит практически безболезненно. С первым учителем дети старших групп и их родители знакомятся задолго до начала учебного года. С мамами и папами проводим информационно-разъяснительную работу. Ведь порой бывает, что именно родителям трудно адаптироваться к новой деятельности ребёнка, его новому социальному статусу. Сотрудничая с семьёй по подготовке детей к школе, учитываем запросы и интересы родителей, практикуем работу клуба «Первоклашка».

Традиционно в мае проводим совещание при директоре по вопросам готовности педагогов, учреждения образования к осуществлению перехода детей из учреждения дошкольного образования в начальную школу.

В первые месяцы обучения осуществляем наблюдение за процессом адаптации детей к школьной жизни. Организуем посещение занятий в 1 классе педагогом-психологом, учителем-дефектологом, воспитателем, администрацией школы, медицинским работником. Готовим информацию для заседания методического объединения воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов «Школьная адаптация. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 1 класса».

Условия учебно-педагогического комплекса позволяют эффективно осуществлять совместные мероприятия и проекты дошкольников и младших школьников. Особое место в практике работы занимают долгосрочные совместные проекты, призванные не только помочь адаптироваться к обучению на первой ступени общего среднего образования, но и заложить в ребёнке основы социализации. Например, чтобы обеспечить преемственности целей, задач гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов осуществляют проект «Наше наследие». Основная задача — сформировать у воспитанников познавательные навыки через обращение к национальным традициям, способствовать мотивации детей на дальнейшее изучение белорусского языка, истории и литературы в начальной школе и на последующих ступенях школьного образования.

Показатели здоровья и физического развития ребёнка отслеживаются нами до поступления его в школу. У детей, закончивших в этом году 1 класс, не изменилась группа здоровья, не увеличился значительно уровень заболеваемости, что свидетельствует о правильном подходе к планированию мероприятий по здоровьесбережению на первых уровнях основного образования. Заболеваемость воспитанников старшей группы составила 1,8 дня, за время обучения в 1 классе — 2,2.

Главное в работе по преемственности: сохранение самоценности дошкольного возраста и формирование предпосылок к учебной деятельности.

Л. Васюк


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх