Изобразительное творчество детей в семейном воспитании

Дошкольный возраст — период, когда ребенок особенно привязан к семье, к своему дому. Для него важным является прежде всего признание родителей, участие в совместной деятельности с ними.

Художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, конструктивная, словесно-литературная) создает большие возможности для развития творчества ребенка. Выполнение этих видов деятельности позволяет напрямую ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание сделать что-то самостоятельно. Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности дошкольников, является одновременно и одним из путей воспитания у детей чувства прекрасного. Совместные с детьми занятия разными видами изобразительной деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детской художественной деятельности наполняет детскую жизнь новым смыслом, создает для них условия эмоционального благополучия, объединяет родителей и детей общими переживаниями радости творчества.

Из определения детского изобразительного творчества ясно, что для его развития ребенку необходимо получить разнообразные впечатления от окружающей его жизни, познакомиться с произведениями изобразительного искусства, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Необходимо освоение богатого художественного опыта в повседневной жизни, в познавательно-практической деятельности, при знакомстве с произведениями изобразительного искусства). И роль родителей в этом процессе трудно переоценить.

девочка рисует вместе с мамой

Развитие художественного творчества осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослого при определенных педагогических условиях, создаваемых им.

Для возникновения замысла целесообразно наблюдать с детьми за объектами и явлениями окружающего мира, знакомить их с произведениями изобразительного искусства разных жанров и видов, обращая внимание на взаимосвязь внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. Из всех видов изобразительного искусства графика и ее средства художественной выразительности наиболее доступны детям дошкольного возраста. Доступность графики объясняется тем, что с самого раннего детства ребенок постоянно общается с книгой, рассматривает иллюстрации, гравюры.

Восприятие изобразительного искусства оказывает влияние на развитие детского изобразительного творчества в том случае, если данное восприятие эмоционально-эстетически окрашено. В исследованиях Т.С. Комаровой полагается, что такое восприятие надо развивать в ребенке с самого раннего возраста, т.к. сам ребенок не может овладеть образным, эстетическим восприятием без направления взрослого. Это является одним из условий образного отражения детьми предметов и явлений, а также развития возможности выражения ребенком своего собственного отношения к изображаемому.

Значим выбор материалов для передачи характера персонажа; создание поисковых ситуаций; использование диалоговой формы общения со взрослым.

При восприятии ребенком результатов творчества имеют значение анализ и оценка работы с учетом мнения ребенка, доброжелательное отношение к его замыслу.

Развитие художественного творчества невозможно без развития ручной умелости. Использование родителями серии графических упражнений содействует произвольной регуляции движений руки по разным параметрам, способствует развитию чувства цвета, ритма, равновесия, симметрии. Возможности воображения реализуются в дополнении, обогащении первоначального изображения, создании определенного колорита, внесении декоративных элементов.

Нередко родители не обращают внимания на развитие умения творческого использования изобразительных возможностей материалов и техники работы с ними. В результате у детей формируется стереотипность мышления, упрощенность в создаваемых образах. Излишняя опека ребенка взрослым, ограниченность изобразительных материалов и способов изображения закрепляет стереотипность в рисунках детей.

Результат детского творчества можно рассматривать как самоценное произведение, отражающее представления об окружающем мире. Особенно подчеркнем важность формирования личностной позиции ребенка как автора своего рисунка, лепки, аппликации, в которых выражен его индивидуальный почерк. При этом ребенок способен видеть художественно-выразительную сторону изображения, а не только его содержание.

При организации детской поисковой деятельности необходимо включать различные ситуации, где ребенку приходиться делать как можно больше проб, направленных на решение необычного или нового (получение нескольких оттенков одного цвета разными способами; создание построек из разных наборов деталей, соответствующих определенным условиям и т. д.).

Изобразительная деятельность позволяет детям экспериментировать с различными материалами, овладеть нетрадиционными техниками создания изображения и тем самым активизирует воображение и развивает творчество дошкольников.

Е. Горбатова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх