К.Д.Ушинский о «Народном воспитании»

Постоянное общение с природой у Константина Дмитриевича Ушинского (дорога в гимназию и обратно занимала полтора часа ежедневно) развило в нем острую наблюдательность, пытливость ума и богатое воображение.

Атмосфера в гимназии отличалась уважительным отношением к науке, однако многие учителя были слабыми, учебники — бездарно составленными, и в результате мальчик оказался плохо подготовленным к некоторым экзаменам, что привело к выдаче ему увольнительного удостоверения вместо аттестата. С ним-то он и поехал в Москву и, прекрасно выдержав экзамены, стал студентом юридического факультета Московского университета.

После его окончания К.Д.Ушинский получает назначение исполняющего обязанности профессора камеральных наук в Демидовском лицее в Ярославле и читает лекции по государственному праву, финансам, законоведению.

Он делает попытку реорганизации камеральных наук. Однако вольнолюбивые суждения и независимый характер молодого преподавателя настораживают начальство, и скоро его увольняют.

Как только что начатая многообещающая профессорская деятельность была прервана, он вынужден был начать работу мелким чиновником в Министерстве внутренних дел.

Позднее К.Д.Ушинский работает в Гатчинском сиротском институте, где значительно улучшает постановку обучения и воспитания, отстаивая идею о том, что эти процессы тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Встреча с императрицей приводит к назначению К.Д.Ушинского преподавателем словесности, а затем и инспектором классов Смольного института благородных девиц.

Придя в Смольный, он изменил программу обучения и его содержание, введя новые предметы (физику и естествознание); главным предметом сделал родной язык, увеличив время на его изучение в младших классах; больше внимания уделил литературе и истории как предметам, формирующим нравственность и мировоззренческую направленность; ввел новый метод изучения литературы, благодаря которому воспитанницы имели возможность выражать собственное мнение о прочитанном, анализировать произведения.

Для поддержания внимания на уроках он ввел пятнадцатиминутные перерывы. С целью подготовки девушек к жизни и труду, кроме общеобразовательных семи классов был введен двухлетний педагогический класс, а сроки обучения в обоих отделениях уравнены.

К.Д.Ушинский произвел некоторые изменения и в фасоне одежды воспитанниц, сделав ее более демократичной и современной.

Все это вызвало негативную реакцию со стороны начальства и многих коллег. И вскоре, по доносу преподавателя религии, обвинившего Ушинского в атеизме, он был отстранен от должности. Для того, чтобы завуалировать незаконное увольнение, которое К.Д.Ушинский тяжело переживал, его направили в командировку за границу для изучения женского образования. Эту поездку он рассматривал как ссылку. Педагог с корнем был вырван из привычной среды и фактически отстранен от участия в готовившейся реформе образования.

Во время командировки К.Д.Ушинский посещает Германию, Францию, Бельгию, Италию, Швейцарию, где изучает систему образования европейских стран.

По возвращении в Россию Константин Дмитриевич получает признание прогрессивных кругов общественности.Он полон творческих сил и замыслов, но физические силы на исходе: он давно страдал от хронического воспаления легких. Друзья уговаривают его поехать на лечение в Крым.

Совсем неожиданно для себя К.Д.Ушинский попадает на съезд народных учителей в Симферополе, что дает ему новый стимул для продолжения педагогической деятельности. Да и Крым благотворно подействовал на его здоровье, поэтому он намерен поселиться здесь с семьей. Однако неожиданное горе обрушивается на него: на охоте в результате неосторожного обращения с ружьем смертельно ранит себя его старший сын Павел. Сразу же после похорон К.Д.Ушинский перевозит семью в Киев, а сам вновь отправляется в Крым. Простыв по дороге, он вынужден остановиться в Одессе в связи с обострением болезни, где его и настигает смерть.

В последние минуты жизни Константину Дмитриевичу показалось, что комната плохо освещена, он попросил принести побольше свечей. «Света, больше света!» — эти слова великого педагога поистине символичны: он был Просветителем и именно в просвещении видел основное средство совершенствования людей и общества в целом.

Диапазон творчества К.Д.Ушинского необыкновенно широк и разнообразен. В своих работах он излагает теоретические проблемы воспитания и образования, дает практические рекомендации по формированию в растущем человеке внимания, памяти, воображения, мышления, воли.

Разрабатывая педагогическую теорию на основе своей философской концепции, К.Д.Ушинский раскрывает фундаментальные проблемы педагогики, указывая на теснейшую связь между воспитанием и философскими науками. Он подчеркивает, что основанием воспитания должна служить и руководить философская идея, ибо педагогика по своей сути — наука философская.

Под педагогикой он понимает прежде всего целенаправленный процесс формирования человека в человеке. Воспитание, считал Ушинский, имеет свои законы, знание которых необходимо педагогу для эффективного осуществления своей деятельности.

Всем известна его крылатая фраза, ставшая руководством к действию для людей, занимающихся воспитанием: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Воспитание он считал одним из основных факторов управления развитием человека. Познавая законы этого развития, педагог становится создателем человеческой личности, и потому воспитание представляет собой искусство, «самое высокое и необходимое из всех искусств». Но искусство требует знаний, оно опирается на множество обширных и сложных наук, поэтому педагогика — это и наука, в которой так же, как в искусстве, важны способности и наклонности. Искусство и наука соединены в педагогике так же, как соединены в ней теория и практика.

Вопросы воспитания Ушинский постоянно выдвигает на первое место, так как дело воспитания, по его мысли, является важнейшим вопросом человеческого духа, вопросом жизни: ведь «человек становится человеком путем воспитания», которое требует определенного направления и определенной цели.

Цель воспитания Ушинский определяет как подготовку к жизни. Высказывание «самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а подготовлять к труду жизни» красноречиво свидетельствует об этом.

Ребенка нужно готовить к жизни во всех отношениях: он должен быть умственно развит, морально совершенен, эстетически выразителен, физически здоров. Эти требования можно удовлетворить, основываясь на определенных принципах, важнейшим из которых является принцип народности.

Народность в понимании К.Д.Ушинского — это идея служения своему народу. Требование народного воспитания, народности образования звучит в произведениях педагога как требование демократизации школы, приведения ее в соответствие с интересами и нуждами народа. Воспитание должно развиваться вместе с развитием общества.

К.Д.Ушинский видел два основных условия поступательного движения воспитания: во-первых, соответствие его цели и содержания общественным потребностям, во-вторых, широкое участие народных масс в решении педагогических проблем.

Ратуя за принцип народности в воспитании, он выступал против слепого копирования зарубежного опыта, отмечая недопустимость заимствования воспитательных идеалов Запада, с тем, чтобы под их влиянием преобразовывать национальную школу.

Народное воспитание, складывающееся столетиями, сохраняет свою прелесть и самобытность. Все лучшее, что есть в народе, проявляется в воспитании, которое помогает развивать национальное самосознание народа. Истинно народным можно считать то воспитание, которое тесно связано с жизнью народа и служит ему надежной опорой.

Вывод, к которому пришел Ушинский, был четко сформулирован в следующих словах: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Эта мысль, высказанная педагогом более ста лет назад, приобретает особое звучание в наши дни, когда в обществе усиливается движение за национальную школу, национальное самосознание, возрождение и сохранение родного языка.

Идея народности проходит основным лейтмотивом через все творчество выдающегося педагога. Она изложена и обоснована во многих его произведениях: «О народности в общественном воспитании», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Труд в его психическом и воспитательном значении». Особое место среди этих работ занимает неповторимое «Родное слово». В нем с присущей ему образностью и поэтичностью К.Д.Ушинский говорит о родном языке: «Язык народа есть лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина …» . К.Д.Ушинский выдвигает требование: центральное место в формировании человека должен занимать родной язык, который следует сделать основным предметом школьного образования.

Родной язык развивает и укрепляет в человеке патриотическое чувство — самое возвышенное и сильное чувство обладающей разумом личности. Это своего рода общественный цемент, связывающий людей в одно дружное и честное общество. Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу каждого. У самого последнего негодяя чувство любви к Родине умирает последним, подчеркивал К.Д.Ушин-ский, и потому главной задачей воспитателя считал формирование у детей высокого чувства любви к народу, преданности ему, поскольку только трудовой народ является истинным защитником Родины, всех ее благ и достижений. Только народ является носителем самого благородного и высокого человеческого качества — гуманизма.

Как содержательно и точно выражена мысль педагога! Как злободневна она для сегодняшнего времени. Родной язык — это лучший наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок учится воспринимать не только звуки и их сочетания, но и бесконечное множество образов, чувств, понятий и воззрений. Потому особенно важным К.Д.Ушинский считал создание специальной литературы для детей.

Существующую детскую литературу того времени он оценивал весьма скромно. С сожалением отмечал, что детская литература у нас почти не существует. Лучшими книгами для детей он считал те, которые распахивают дверь в народную жизнь, знакомят с явлениями окружающего мира. Без слащавости и сентиментальности повествуют о реалиях, которые ребенок видит каждый день, и дают всем событиям и явлениям правильную оценку. Этим требованиям больше всего отвечают произведения народного творчества.

К.Д.Ушинский высоко ценил русские народные сказки, пословицы и поговорки за то, что они дышат жизнью, воспитывают чувство языка. Он советовал чаще применять пословицы и поговорки в общении с ребенком, так как они обогащают речь, делают ее более содержательной, яркой, эмоционально насыщенной. Пословицы и поговорки пришли из глубины веков, связаны с жизнью народа, они отражают все стороны жизни, легко и неназойливо знакомят детей с ними — вот в чем их главная ценность.

Сам К.Д.Ушинский умело применял их в своих произведениях для детей, отмечая, что в некоторых пословицах наличествует два смысла, один — внешний, живописный, вполне доступный ребенку, другой внутренний, для которого внешний служит живописной одеждой.

Так, например, в пословице «Куй железо, пока горячо» детей нужно знакомить только с внешним смыслом: пусть ребенок скажет, почему нужно ковать горячее железо, а не остывшее.

Прелесть пословиц в том, что несмотря на их лаконичность, в них есть нечто, что ребенку нужно понять. Они представляют собой маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам.

Загадки также широко использовались педагогом в произведениях для детей, так как, по его мнению, они доставляют уму ребенка полезные упражнения. Загадки образны, красочны и поэтичны:

Заря-заряница, красная девица

По лесу гуляла, ключи потеряла.

Месяц видел — не сказал,

Солнце увидало — подняло.

Может, ребенок и не отгадает, что ключи — это роса, но пусть объяснит, почему зарю называют красной девицей, почему говорится, что заря роняет росу, почему месяц не поднял росы, как это сделало солнышко. Какая полезная беседа может последовать за подобной загадкой! Ведь в данном случае загадка выполняет функцию картинки, увлекательно, красочно, живо описывая предмет.

Прекрасный психолог и тонкий знаток детской души, Ушинский особое место в усвоении детьми родного языка отводит сказкам, отмечая, что вряд ли кто-нибудь отважится состязаться с педагогическим гением народа. Народная сказка читается легко, она доступна понятию ребенка именно потому, что во всех детских сказках повторяются одни и те же обороты, и из них слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса. Сказка быстро запечатлевается в памяти ребенка.

К.Д.Ушинский особый акцент делает на хорошую подготовленность педагога, который применяет их в общении с детьми. Он отмечает, что чем младше дети, над воспитанием которых работает взрослый, тем больше педагогических знаний требуется от него.

Характер деятельности каждого наставника требует, чтобы он был психологом: ведь педагог направляет растущую личность, воспитывает человека в человеке. Поэтому ученый делает упор и на наличие психологических знаний у наставника, считая, что каждый человек, занимающийся воспитанием, должен уметь заглянуть внутрь себя, познать себя самого, что поможет ему в дальнейшем изучить и своих воспитанников.

К.Д.Ушинский говорил о необходимости постоянного совершенствования педагога. Он призывал никогда не останавливаться на достигнутом, продолжать углубление своих знаний. Девиз каждого наставника: «Думать, думать, и думать!»

Педагог в широком смысле слова, будь то учитель или воспитатель, должен иметь призвание. Он должен думать о цели, предмете и средствах воспитания.

Говоря о нравственных качествах педагога, К.Д.Ушинский особо выделяет убежденность. По его мнению, всякая программа преподавания и воспитания, как бы хороша она ни была, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы, если она не перешла в убеждения воспитателя. Человек, занимающийся воспитанием, никогда не должен быть слепым исполнителем инструкций.

Еще одно качество педагога Ушинский считал главенствующим: трудолюбие, желание и умение трудиться, постоянно работать над собой. Труд, по мнению ученого, выступает как основное средство и цель человеческого существования, источник нравственного, умственного и физического совершенствования.

Творчество педагога Ушинский сравнивает с творчеством художника: оба они невозможны без кропотливого каждодневного труда, но если художник отражает жизнь на полотнах, используя всю палитру красок, имеющихся у него, учитель, воспитатель формирует духовность растущего человека, также используя весь арсенал имеющихся у него средств, богатство и разнообразие неповторимых красок жизни.

Для того, чтобы дети полюбили труд, им нужно внушить серьезный взгляд на жизнь. В этом и состоит основная задача педагога. Но как может учитель призывать к труду, если сам не имеет ни желания, ни умения трудиться? Если же наставник воспринимает свой труд серьезно, уважительно говорит о нем, умеет сочетать слово с делом, приступает к деятельности с сознанием ее значимости, такое же отношение передается и его воспитанникам. Тогда они мало-помалу будут оставлять отдых или игру ради работы без всякого ущерба для себя. Для них будет невозможным лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках и без мысли в голове. Именно в такие минуты портится нравственность, сердце и голова, утверждает К.Д.Ушинский.

Любовь к труду, уважение к людям труда так же, как и другие нравственные качества, закладываются в семье, являющейся школой нравов. Здесь из детей готовят полезных для общества граждан и реализуется одно из священных прав человека — право на доброе и правильное воспитание.

В основу семейного воспитания также положена идея народности, выражающаяся в привлечении детей к народным играм, чтении им народных сказок, использовании народных традиций, привитии им чувства гордости за свою родину и свой народ.

Особую роль в семейном воспитании К.Д.Ушинский отводил матери, отмечая, что влияние ее глубже, и укореняется в ребенке оно прочнее, чем влияние мужчины. Великий педагог считал женщин зодчими общества, отмечая, как важно быть воспитанным умной, образованной матерью.

Мать ближе стоит к детям, лучше понимает их индивидуальные особенности и, являясь воспитателем своих детей, становится воспитателем народа. Именно с любви к матери у человека закладывается и любовь к своему народу.

В семейном воспитании, как и в воспитании вообще, большое значение в формировании личности ребенка принадлежит игре, указывал К.Д.Ушинский.

Считая жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира основными особенностями дошкольного возраста, он подчеркивал, что эти качества ярче всего проявляются и легче всего удовлетворяются в игре. Он создал оригинальную теорию детской игры, которой и по сей день пользуются воспитатели, родители, педагоги.

Говоря об играх детей, Константин Дмитриевич прежде всего отмечал, что в них большую роль играет воображение, напоминающее прихотливое порхание бабочки. Именно воображение, его живость, а также вера детей в реальность собственных впечатлений, по мнению ученого, являются психологическими основами игры.

В игре ребенок живет, в игре он пробует свои силы и учится самостоятельно распоряжаться ими. Игры изменяются с возрастом ребенка. Большое значение имеет умное руководство взрослых играми детей, и об этом нужно помнить современным воспитателям.

К.Д.Ушинский призывает шире использовать в воспитании народные игры, усматривая в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Это пожелание стремятся внедрить в практику работы дошкольных учреждений современные воспитатели.

Тонкий психолог, К.Д.Ушинский показал социальный характер игры. Наблюдая за ребенком в игре, воспитатель может составить мнение о том, какими нравственными ценностями живет семья, в которой он воспитывается. Так, у одной девочки кукла постоянно примеряет наряды перед зеркалом, прихорашивается и любуется собой, а у другой — варит обед, убирает, стирает и занимается с детьми.

Игрушки в дошкольном детстве, так же как и игра, имеют большое значение. К.Д.Ушинский обращал внимание воспитателей на то, что дети не любят игрушек застывших, неподвижных. Лучшими игрушками он считал те, которые дети могут менять в зависимости от воображения, настроения, содержания игры.

Педагог указывал, что ребенок искренне привязывается к игрушкам, любит их нежно и горячо. Как бы ни была хороша новая кукла, она не сделается любимицей девочки сразу, так как та будет продолжать любить свою старую куклу, хотя у нее давно нет носа и вытерлось лицо.

К.Д.Ушинский отмечал необходимость с раннего возраста воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, стремление сохранить, сберечь их. Он отмечал недопустимость создания таких ситуаций, когда дети пресыщаются и играми и игрушками, когда те теряют для них свою прелесть, становятся чем-то обезличенным и ненужным.

Это предостережение педагога звучит особенно актуально в наши дни, когда многие семьи имеют возможность позволить своим детям множество самых разнообразных игрушек, в том числе и весьма дорогостоящих. Избыток игрушек, даже самых современных и красивых, негативно сказывается на процессе воспитания. Игрушки должны не только украшать жизнь ребенка, но и способствовать формированию его личности.

По убеждению ученого, личность складывается не только в семье. Поэтому К.Д.Ушинский ратовал за создание дошкольных учреждений, где дети будут играть вместе со сверстниками, уступать и помогать друг другу, полюбят порядок и гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, словах и поступках. Эта мечта педагога воплощается в жизнь в современных детских садах.

Л. Суарес


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх