К правильной осанке у ребенка — через игру

Инновационный проект «В детский сад — за здоровьем!»

Цель проекта – обеспечение профилактической работы по снижению нарушений и отклонений опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста путем внедрения педагогической модели обучения правильной осанке у дошкольников. В её положена идея здоровьесбережения в течение всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении через оптимизацию двигательного режима и систему коррекционной работы.

Одним из важнейших условий и показателей здоровья человека является правильная осанка. В дошкольном возрасте её формирование имеет важное значение: ведь правильное положение тела обеспечивает оптимальное функционирование всех систем и функций организма, а, значит, способствует сохранению и развитию здоровья.

В ходе реализации проекта была разработана модель формирования профессиональной компетентности педагогов и родителей по обучению детей навыкам правильной осанки. В её основу положена идея здоровьесбережения в течение всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Формирование осанки рассматривается как педагогическая проблема, включающая в себя следующие компетенции педагога:

  • разработка индивидуальных маршрутов профилактики и коррекции нарушений осанки;
  • владение дифференцированными методами и приёмами профилактики и коррекции осанки детей;
  • внедрение апробированных методов и приёмов обучения правильной осанке во все виды детской деятельности (игровая, театрально-художественная, самостоятельная двигательная, изобразительная, речевая);
  • использование литературных источников (рассказы, сказки, стихи, пословицы и поговорки) при обучении детей правильной осанке;
  • изучение мотивации здорового поведения детей; мониторинг использования детьми специальных пособий и приспособлений для укрепления осанки в процессе самостоятельной деятельности;
  • навыки сотрудничества с семьёй в области профилактики нарушений осанки у детей.

Для повышения компетентности педагогов в области профилактики и коррекции нарушений осанки у дошкольников использовались формы работы:

-консультирование;

-семинары-практикумы «Первичный осмотр ребёнка», «Ежедневные педагогические воздействия на осанку ребёнка»;

-обучающее занятие в форме совместного осмотра детей с врачом-специалистом на предмет выявления нарушений и отклонений в формировании правильной осанки, т.е. скрининг-диагностика (в рамках проведения семинара-практикума);

-круглый стол «Осанка дошкольника. Медицина или педагогика?», методические объединения;

-учебные фильмы «День правильной осанки в детском саду», «Система работы по формированию правильной осанки дошкольников»;

-научно-практическая конференция для педагогов детского сада «Обеспечение системы работы по обучению детей правильной осанке»;

-смотры-конкурсы «Развивающая физкультурно-оздоровительная среда группы как условие формирования правильной осанки», «Нестандартное физкультурное оборудование для профилактики и коррекции нарушений осанки и стопы»;

-коллективные просмотры по темам: «К правильной осанке – через игру», «В мире моды и красоты», «Преемственность дошкольного учреждения и семьи в вопросах сохранения осанки ребёнка» и т.д.

-работа творческой группы педагогов по проблеме воспитания правильной осанки у дошкольников через игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

Была разработана развивающая физкультурно-игровая среда групповых помещений, способствующая повышению мотивации детей к укреплению своей осанки, включающая:

-зону правильной осанки с пятью ориентирами для самоконтроля ребёнком своей осанки;

-«тренировочную стену» для выполнения упражнений на формирование правильной осанки;

-съёмные турники в дверных проёмах;

-индивидуальные коврики для расслабления позвоночника;

-специальные пособия для упражнений (гимнастические палки, ортопедические мячи, мешочки с песком, горохом и др.);

-приспособления для профилактики и коррекции плоскостопия (массажные дорожки, чурбачки, счёты и т.д.);

-дидактические игры на диагностирование уровня осведомлённости детей об осанке;

В помощь педагогам сформирована картотека специального физкультурного оборудования, подвижных игр и физкультминуток, направленных на формирование и коррекцию осанки дошкольника.

Профилактика и коррекция осанки детей занимает особое место в работе руководителя физического воспитания. В плане его работы предусмотрено использование специальных методов и приёмов обучения детей правильной осанке на утренней гимнастике, физкультурных занятиях и досугах, в индивидуальной работе. В физкультурном зале оборудована стена правильной осанки на подгруппу детей, обеспечивается многократное её использование в течение физкультурного занятия и утренней гимнастики. Специальные упражнения на формирование правильной осанки в обязательном порядке включаются во вводную и заключительную части всех занятий.

Как известно, эффективным упражнением для укрепления осанки являются различные виды лазания, упражнения на укрепление мышечного корсета позвоночника. Оптимизации использования этих упражнений способствуют специально оборудованные «Уголок джунглей» (помещение с набором приспособлений для лазания и висов) и тренажёрный зал.

С целью повышения уровня осведомлённости родителей по проблеме обучения правильной осанке детей в семье разработана система сотрудничества с семьёй, включающая в себя:

-обмен информацией;

-индивидуальное консультирование по запросам;

-выпуск информационных бюллетеней («Правильная осанка – залог здоровья ребёнка!», «Как сохранить правильную осанку?», «Первые признаки нарушений осанки и стопы у дошкольника» и т.д.);

-привлечение к участию в общесадовых спортивных мероприятиях и днях здоровья;

-включение в повестку дня родительских собраний вопросов обучения детей правильной осанке;

-дать понять родителям, что недостаточно заниматься исправлением осанки только днём;

-домашние задания для родителей;

-оборудование зоны правильной осанки для родителей и детей в фойе детского сада.

Вышеназванные формы работы позволили:

-привлечь внимание родителей к данной проблеме;

-овладеть необходимыми знаниями по профилактике нарушений осанки в повседневной жизни;

-дать необходимый багаж знаний и умений по первоначальной диагностике осанки и стопы;

-оказать помощь в оборудовании зоны правильной осанки в квартире, изготовлении специальных приспособлений для домашнего использования;

-обучить приёмам ежедневного воздействия на осанку ребёнка;

-подготовить рабочее место школьника в детской комнате;

-показать взаимосвязь двигательной активности в семье и нарушений осанки ребёнка;

В «родительских» уголках была представлена информация:

-об особенностях физиологии ребёнка в дошкольном возрасте;

-о простейших методах самостоятельного осмотра осанки и стопы;

-по обучению ребёнка правильному положению тела в разных видах деятельности;

-о значимости двигательной активности ребёнка для формирования правильной осанки и её активизация в семье;

-по оборудованию уголка правильной осанки дома и созданию специальной среды;

-предложены примерные комплексы упражнений (домашних заданий) для профилактики и коррекции нарушений осанки и стопы.

Мы считаем, что нам удалось создать хорошие условия для формирования и коррекции осанки каждого ребёнка, сформировать достаточно эффективную систему повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме, найти интересные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Лысикова Л., Шишко Е.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх