Как добиться лояльности своих сотрудников руководителю дошкольного учреждения?

Для любого руководителя образовательного учреждения, даже самого авторитетного, далеко не безразлично, как относятся лично к нему, к его методам и стилю руководства подчинённые.

Естественно, отношение, как и всё на свете, бывает самым разным. Кто-то пользуется высоким авторитетом и даже любовью. Кого-то, напротив, на дух не переносят и с трудом терпят. Но это крайности, в большинстве случаев отношения «руководитель — сотрудник» носят довольно ровный, без излишней восторженности, но и без явной враждебности, относительно спокойный, деловой характер. Такие отношения принято называть «лояльными». Можно сказать, что они являются нормой работы и, как правило, вполне устраивают руководителей. Но понятие «лояльность» — вещь непростая, имеющая массу особенностей и нюансов. Лояльность сотрудников формируется годами, а разрушена может быть в один момент, особенно, когда в учреждении происходят изменения.

Любому руководителю важно знать, на кого он может опереться в продвижении своих идей, т.к. именно его коллектив, поведение сотрудников определяют успех или провал преобразований, и вот здесь-то вопрос о лояльности педагогов приобретает особую актуальность. Для инициатора перемен важно знать, кто из педагогов лоялен, а следовательно, и надёжен, кто станет союзником, а кто окажется в стане противника. Конечно, существует множество способов мотивации сотрудников, но они подчас довольно сложны, а главное, любая мотивация лишь тогда даёт эффект, когда обращается к лояльному сотруднику.

Руководителям предлагается рассказать о том, что они понимают под лояльностью сотрудников и в чём выражается нелояльность.

Само это понятие существует давно, и есть разница в том, как его объясняли в прошлом и ныне. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» (а это, заметим, середина позапрошлого века!) даёт весьма возвышенное толкование: «лояльный, доступный, милосердный, человечный, благородный и правдивый, доброжелательный». Как видим, награждает лояльного человека самыми высокими добродетелями.

Современные словари дают строгое и сухое объяснение: «корректное, благожелательное отношение к кому-либо, чему-либо». Есть и такое определение: «держащийся формально в пределах законности, благожелательно-нейтрального отношения к кому-чему-нибудь» (С. Ожегов).

Отметим наиболее важное и существенное: корректность, благожелательность в пределах законности. Проще говоря, лояльный по отношению к своему руководителю педагог признаёт его право на властные функции, с пониманием и корректностью относится к его действиям. Согласитесь, такое отношение дорогого стоит! Так что лояльность, как одна из реалий управления, представляется более конструктивной, нежели теория мотиваций, а главное, поддающейся управленческому анализу. А в такой сфере деятельности, как образование, её роль особенно велика.

Лояльные сотрудники более мотивированы, стремятся аккуратно выполнять свою работу, проявляют инициативу, творчески подходят к делу, нацелены на развитие своей организации. К тому же они, как правило, более жизнестойки и устойчивы к стрессам. Лояльность — это разумные и честные взаимоотношения, построенные для обеих сторон по одинаковым правилам. Отсюда призыв к руководителям: будьте честными по отношению к своим сотрудникам, всегда говорите им правду, даже если это вам не выгодно, и вы обретёте больше, чем потеряете!

Ну, а в чём выражается нелояльность? Как правило, во лжи, обмане, высмеивании ценностей и убеждений, в приоритете сугубо личных интересов, нарушении достигнутых договорённостей.

Нелояльные сотрудники лишь «отсиживают» рабочее время, действуя по принципу «лишь бы не приставали». Их мало интересует качество работы и сроки её исполнения. Они часто выражают недовольство своим личным положением в учреждении, негативно относятся к любым инновациям. Часто именно по их вине и проваливаются все инициативы руководства. Ещё таким людям присущи лицемерие и лукавство. Обычно они открыто не выступают против руководства, не оспаривают его решения, а предпочитают действовать «за спиной», исподтишка. Сея сомнения и смуту, стараются привлечь на свою сторону других педагогов. И, чего греха таить, подчас добиваются своего, погружая коллектив в атмосферу недоброжелательности и конфликтов. Выход здесь, как это ни печально,  лишь один — избавиться от подобных сотрудников. Не будем забывать, что от лояльности педагогов напрямую зависит успех учреждения, в ней — основа его развития и процветания.

Понятие лояльности сотрудники и руководители трактуют по-разному. По мнению первых, это просто положительное или нейтральное отношение к месту работы. Вторые же полагают, что лояльность — это преданность организации, выражающаяся в добросовестном выполнении всех поручений, а также в дружеских отношениях, сложившихся в коллективе, в присутствии командного духа.

Разумеется, есть и разные уровни лояльности. Если сотрудник принимает правила игры (например, ходит в костюме, а не в джинсах, всегда приходит за 15 минут до начала рабочего дня) и не нарушает их, то это признак лояльности на уровне поступков и поведения. От такого сотрудника не следует ожидать какого-либо самопожертвования, стремления к развитию и изменениям, но есть надежда, что он станет хорошим профессионалом. Он будет чётко выполнять существующие правила, успешно решать профессиональные задачи, однако не следует поручать ему дела, связанные с контролем других — это не для него. Обычно именно такие сотрудники и составляют большинство, и подобной лояльности вполне достаточно для нормального функционирования учреждения.

Педагог, способный находить противоречия, предлагать решения, думать о будущем организации, находится на следующем уровне лояльности — на уровне способностей. Лояльность данного уровня подразумевает, что человек обладает определёнными умениями, может воспроизводить то или иное поведение, у него есть необходимые навыки и стереотипы. Увы, далеко не всем по плечу этот уровень.

Высший показатель — это лояльность на уровне ценностей и убеждений. Правда, таких сотрудников единицы. Их трудно переманить даже большой зарплатой, они не будут ничего решать «за спиной». Проявляя энтузиазм в работе, они не прощают нарушения правил, а инициаторами изменений становятся лишь тогда, когда видят в них смысл. Такие сотрудники не могут быть просто исполнителями. Руководителю, желающему получить поддержку «правильных» педагогов, нужно обязательно убедить их в необходимости перемен, суметь показать практическую пользу нововведений и обязательно привлечь к составлению планов на будущее.

Понятно, что непросто добиться лояльности сотрудников, но ещё труднее сохранить её. Известно, какую роль играет материальное поощрение, но его возможности у заведующего учреждением, как известно, невелики. Однако не всё решают деньги. Подчас люди добровольно уходят даже с высокооплачиваемой должности, если оказываются неудовлетворёнными их потребности в том, чтобы хорошо делать свою работу и испытывать гордость за её результаты.

Как руководитель учреждения относится к свои педагогам, так и они, можете не сомневаться, будут относиться ко всему их окружающему — к делу, детям, коллегам, родителям, своим близким и, наконец, к вам лично.

Бойчук Л.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх