Как организовать игру в настольный театр

Игра в настольный театр проходит ряд этапов в своем развитии. И начинается она с театрализованных игр с игрушками – постоянными спутниками детей. В раннем детстве эта игра длится недолго, всего несколько минут. В повторяющихся игровых действиях с игрушечными зайчиками, мишками отражаются представления ребенка о прототипах игрушек.

Ребенок учится действовать в воображаемой ситуации, его действия приобретают игровой характер. Дети второго года жизни начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех героев, которые совершают эти действия в жизни.

С детьми второго года жизни игры в настольный театр проводятся воспитателем и непринужденной обстановке без специальной организации детей. При демонстрации первых игровых действии взрослый общается с каждым ребенком отдельно, постепенно привлекая в группу еще одного-двух детей. Взрослый вместе с ребенком рассматривает игрушку, называет ее в соответствии с будущей ролью (зайчик, мама-зайчиха и т.д.), предлагает ребенку также назвать игрушку-персонаж, выделить се основные признаки, дать краткую характеристику (зайка боится, спрятался). Затем взрослый показывает и поясняет одно-два понятные и простые действия с игрушкой (зайка дрожит, убегает). Действия обозначаются словами с одновременным звукоподражанием (зайка боится — ай-ай-ай, ой-ой-ой). После небольшой паузы показ повторяется. Затем ребенку дают игрушку для самостоятельной игры.

К концу второго года жизни дети становятся более умелыми, они уже осознают условность игровой ситуации и при этом могут принимать посильное участие в ее создании. Театрализованные игры детей могут включать в себя уже 2 — 3 эпизода, сопровождаться речевыми высказываниями. Но это еще не завершенные действия и фразы. Воспитатель побуждает ребенка к их завершению, помогает обозначить игровую ситуацию, эмоционально настроить па участие в театрализованной игре. В организованной воспитателем игре дети учатся обращаться с персонажем, усваивают ряд последовательных действий с одной игрушкой, действуют с разными персонажами, видят их взаимодействие между собой. Понравится ребенку и возможность обращения к другим детям от имени игрушки-персонажа. Приобщение ребенка к театрализованной игре, его вовлечение в игру может осуществляться незаметно для ребенка и во время показа спектакля взрослым, т.е. по ходу спектакля. Воспитатель побуждает ребенка просьбами:

— Покажи, как Жучка помогает тянуть репку.

— Не получается. Кого позвала на помощь Жучка?

— Вот так. Повернулась и позвала Кошку.

— А теперь покажи, как Кошка тянет репку. За кого она держится? (и т.д.).

На третьем-четвёртом году жизни дети способны самостоятельно инсценировать некоторые произведения, подбирать для этого нужные игрушки. Ребенок может обращаться и с более нежным материалом картинками для настольного театра. Начинается более активная деятельность детей в театрализованной игре. Дети осваивают ролевые отношения, учатся говорить за персонажа, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску. Знакомый игровой сюжет инсценируется все с меньшим участием взрослого, взрослый уже не играет «основную роль», он только направляет действия детей. Причем делает это очень осторожно: не всегда нужно требовать точного повторения текста, стандартных действий с игрушкой или картинкой. Эмоциональный фон – очень важное условие развития игры.

Быть откровенно заинтересованным в помощи ребенку, выражать свое участие, поощрять действия детей, не скупиться на похвалу – такого рода участие взрослого в желании детей действовать с персонажами выходит на первый план. Ребенок проявляет инициативу — взрослый поддерживает его.

Ближе к пяти годам меняется форма участия ребенка в театрализованной игре. У ребенка появляется желание следовать «правилам»: более точно придерживаться роли, следить за воспроизведением речи героев, их действий, взаимоотношений с другими действующими лицами. Такого же отношения к игре ждет ребенок и от своих друзей – актеров.

Детям старшего возраста предлагаются для свободного пользования уже не только игрушки, но и картинки для настольного кукольного театра. Дети могут разыгрывать спектакли самостоятельно, а также подготовиться и показать спектакль малышам, пригласив их в свою группу или отправившись со всем необходимым для спектакля к ним в гости.

При подготовке к показу спектакля детям придется ближе познакомиться с некоторыми законами организации этого процесса, обратить внимание на нюансы, связанные с действиями кукол, которые выступают на «сцене» и превращаются уже не просто в игрушки-персонажи, а в игрушки (картинки) – актеры. Дети уточняют и открывают для себя волшебную разницу между состоянием куклы-игрушки и куклы-картинки «до» и «как только»:

  • до тех пор, пока кукла не попадает в руки человека, назвавшего себя кукловодом, она сохраняет определенную самостоятельность и может быть игрушкой для игры или игрушкой-сувениром, дидактической картинкой или картинкой, вырезанной из сложенного пополам листа бумаги;
  • но как только кукла становится персонажем спектакля (ее берет в руки кукловод), она «оживает», сливается с действиями, которые с ней совершают, и с голосом, которым она начинает «говорить». Ребенок усваивает, что кукла обретает право на действия и движения, способные более образно, ярко выразить состояние данного персонажа. Состояния куклы передаются не только движениями, но и сопровождающими их эмоционально-выразительными средствами (речью, внешним образом куклы, реакцией других кукол).

Очень важным является овладение приемами кукловождения. Куклы настольного театра диктуют кукловоду свою манеру поведения, выражения эмоции, свой стиль управления ими. В настольном кукольном театре кукловождение осуществляется «открытым» способом – кукловод специально не прячется от зрителя, при этом стараясь не концентрировать внимание зрителя на своих руках. Он держит куклу двумя (большим и указательным) или тремя (большим, указательным и средним) пальцами так, чтобы было незаметно зрителю и удобно кукловоду – чаще всего за туловище со стороны спины или за специальное приспособление. Чтобы передать движение куклы, ее поворачивают, двигают в разные стороны в необходимом темпе. При показе спектакля действие происходит в спокойном ритме, так как зрители должны уметь рассматривать картинки или игрушки и одновременно воспринимать текст.

Особенно важным является умение оперировать образами в пространстве. За счет передвижения персонажа скрашивается статичность и неизменность фигурок. Специфика театра игрушек и театра картинок в том, что названные особенности кукол настольного театра скрашиваются передвижением их с разной скоростью и в разных направлениях. Не следует отрывать игрушки от стола (поднимать) без особой надобности. Движения куклы и речь требуют синхронности. Движения фигурки подчёркивают наиболее важные по смыслу фразы героя. Точность и осмысленность движении необходимы во время сцен с несколькими героями. Во время того, как на сцене-столе находится несколько кукол, и они разговаривают между собой, в движении может находиться только та кукла (куклы), которая говорит в данный момент. Пусть та кукла, которая не говорит, побудет в неподвижности, а когда наступит ее очередь действовать, то перестанет двигаться вторая.

Чтобы зрители легко поняли, кто говорит, говорящая кукла поворачивается к героям, к которым обращены фразы. При этом «говорящая» кукла слегка наклоняется вперед, «сопереживает» – слегка покачивается и т.д. Остальные куклы в этот момент внимательно слушают – смотрят и двигаются лишь в отдельных местах. Основные движения появляются после того, когда нужно отвечать или без слов выражать свое отношение к услышанному.

Игрушки «выходят» на сцену из-за ширмы или боковой стороны стола. При появлении каждой игрушки зрителям дается возможность вначале рассмотреть ее, а затем услышать. Появление, игра кукол и их уход зависят от наличия или отсутствия портала с занавесом, качества декорации и др.

В любом случае важно продумать организацию показа спектакля: разместить стол, а на нем декорации, подготовить кукол, расставить стулья для актеров и зрителей. Стол ставят напротив окна, чтобы свет максимально освещал сцену. За сценой не должно быть окон, ярких, отвлекающих предметов. Сменяемые декорации, куклы и реквизиты размещаются в определенном порядке.

Стулья для зрителей размещаются на расстоянии 1,5 — 2 м от стола. Для того чтобы кукловод (кукловоды) не суетился во время спектакля, куклы заранее раскладываются ниже уровня стола на специальной подставке (стульчике, пуфике) в порядке их появления на сцене-столе. Очень удобно иметь две подставки, тогда игрушки, которые выходят на сцену справа, кладут на подставку, расположенную у правой руки, а которые появляются слева – соответственно располагаются па подставке слева. На эти же подставки игрушки и возвращаются, дойдя до края стола. Если одна из рук кукловода свободна, то она опускается вниз.

Распределение ролей между участниками театрального представления может быть самым разным. Роли получают не только кукловоды, но и ответственные за смену декораций. Текст, слова героев могут произноситься взрослым или детьми, которые не водят кукол. Разделение на актеров и зрителей также условно. Зрители тоже могут принимать участие в спектакле.

От спектакля к спектаклю его участники проявляют выдумку и фантазию, развивая игровой замысел, по-разному реализуют игровые цели, используют новые игрушки, перераспределяют роли. Каждая инсценировка открывает перед детьми занавес для раскрытия возможностей!

Брызгалова А.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх