Как развивается творческое воображение дошкольников во время занятий по ИЗО

Знакомство с произведениями искусства, приобщение к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

На протяжении всего дошкольного детства складываются: изобразительная, музыкальная, конструктивная, словесно-литературная, виды деятельности, которые создают большие возможности для развития творческого воображения ребенка. Значение этих видов деятельности для развития творческого воображения заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно.

Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которого они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность обладает большим потенциалом в развитии воображения дошкольника.

Преобразующий и созидательный характер изобразительной деятельности дает возможность ребенку отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, выразительность которых зависит так же и от уровня сформированности изобразительных и технических умений, степени овладения формообразующими движениями.

Многие авторы (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Е. Е. Сапогова, Ю.А. Полуянов и др.) справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что воображение является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Воображение с самого начала складывается как полифункциональное психическое образование, участвующее в самых разнообразных сферах деятельности личности.

З.Н.Новлянская так раскрывает взаимосвязь процессов мышления и воображения: «Воображение дает нам результат реального до его реального воплощения, поэтому его (воображение) называют иногда еще «опережающим отражением действительности». Такое опережающее отражение позволяет нам заранее представлять продукты труда, прогнозировать поведение окружающих. В создании этой готовности работа воображения тесно сплетается с работой мышления, потому что мышление — «система опережения» сознания.

Однако еще в 1932 году Л.С.Выготский, обращая внимание на близость процессов мышления и воображения подчеркивал, что это разные психические процессы. А.В.Петровский определил, что существуют такие условия, при которых мышление почти бессильно без интенсивной работы воображения. Происходит это тогда, когда степень неопределенности ситуации очень велика.

Отечественные психологи (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец, Н.Н.Палагина и др.), занимавшиеся исследованием проблем воображения доказали, что развитие воображения обусловленно развитием деятельности.Основы развития этого процесса, как справедливо указывал Л.С.Выготский, закладывается в дошкольном детстве, а именно в игровой деятельности, это первый вид деятельности, которым овладевает ребенок.

Принято считать, что в дошкольном возрасте осознание своей деятельности идет в направлении «…от наименования после изображения к наименованию в процессе изображения и, наконец, к наименованию до начала изображения» (Д. Б. Эльконин).

Одна из причин бедности детского воображения коренится в такой организации дошкольного воспитания, когда воображение понимается не как функция мышления и надстройка над мысленными процессами, а мышление в своем развитии опирается на законы воображения, его специфику. Воображение является генетически исходным по отношению к мышлению. Учет данного положения с внедрением его в практику работы позволит повысить уровень развития у старших дошкольников воображения и творчества. В системе планомерного воспитания воображения особое место должны занять не нормативы и эталоны деятельности, а пути их усвоения.

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах,которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашеным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.

В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника, позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.

Ю.А.Полуянов придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.

В исследовании Г.Д.Кирилловой было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.

В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи);как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов);как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).

Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.

Горбатова Е.В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх