Как воображение дошкольников влияет на развитие его словесного творчества

Кроме способности преобразования образов, впечатлений, что признается основным механизмом функционирования детского воображения (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Э.В.Ильенков, Г.Д.Кириллова, Н.Н.Палагина и др.),

важную роль в его развитии играет усвоение речи. Л.С.Выготский утверждал, что речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.

Стимулирующая роль собственной речи ребенка в создании новых образов косвенно рассматривалась Е.М.Струниной, изучалась О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой. Исследование последних показало, что специфика использования слова в процессах функционирования воображения связана, прежде всего, с семантикой слова и планирующей функцией речи. Ими же было выявлено соотношение речевых и образных средств в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различают два вида словотворчества (А.Г.Тамбовцева, Л.А.Венгер,

О.С.Ушакова и др.). Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и в словообразовании, которые являются результатом детской сверхгенерализации грамматических форм. Во-вторых, это сочинительство — неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности. В последнем случае под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — сказок, рассказов, стихов и т.п. (О.С.Ушакова).

Исследователями был выявлен ряд условий развития словесного творчества (сочинительства) у детей. К ним относятся обогащение литературного опыта дошкольника (К.И.Чуковский, Т.Алиева); развитие мышления ребенка, в частности, операций анализа и синтеза (А.В.Запорожец, Дж Родари), умений действовать по схемам и моделям (Л.А.Венгер, О.Дьяченко); мотивация деятельности творческого рассказывания (Л.Ворошнина); овладение средствами выразительного раскрытия образов и навыками использования выразительных средств (Л.Ворошнина, Э.Г.Шустерман) и др. Условием развития потребности творить в любой деятельности является формирование опыта творения и созидания, развития у каждого ребенка способности к комбинированию, преобразованию, изобретательству, импровизации, а также овладение им различными техническими и исполнительскими умениями.

Нами была поставлена задача определить влияние формирования у старших дошкольников воображения в неречевых видах деятельности на развитие их словесного творчества. Исследование проводилось на базе одного из дошкольных учреждений. Количество детей, участвовавших в эксперименте, составляло 40 дошкольников шестого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента выявлялось состояние развития сочинительства как вида словесного творчества у старших дошкольников. Анализ качества сочинений проводился по следующим критериям: самостоятельность сочинения; полнота изложения и информативность высказывания; образность и выразительность речи; последовательность изложения; оригинальность решений и проявление элементов творчества; реализация замысла.

Детям контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп были предложены по три задания. Оценка ответов детей при выполнении каждого из них осуществлялась по пятибалльной шкале.

  1. Придумать загадку о животном. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания или загадал известную загадку; 1 балл — ребенок загадал загадку, представляющую собой вариант известной загадки; 2 балла — ребенок сочинил загадку, используя стандартные описания и стандартные действия персонажей; 3 балла — ребенок сочинил загадку, используя оригинальные описания, но стандартные действия персонажа; 4 балла — в сочиненной загадке используются стандартные описания, но оригинальные действия персонажа, что придает оригинальность загадке в целом; 5 баллов — самостоятельно сочиненная загадка с использованием оригинальных описаний животного, совершающего оригинальные действия.
  2. Рассказать о любимой игрушке. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания; 1 балл — рассказ представлял собой вариации одного или нескольких повествований товарищей; 2 балла — самостоятельно сочиненный рассказ, в котором использованы стандартные персонажи и стандартные описания (оценивается в сравнении в ответами других детей); 3 балла — ребенок сочинил оригинальный рассказ с оригинальные героями, но их описания стандартны; 4 балла — рассказ со стандартными героями, но оригинальными их описаниями, что придает оригинальность всему рассказу; 5 баллов — ребенок сочинил рассказ с оригинальными героями, используя оригинальные описания.
  3. Сочинить рассказ или сказку про собаку. Оценки: 0 баллов — ребенок отказался от выполнения задания или полностью пересказал ранее знакомую сказку; 1 балл — рассказ представлял собой вариации одной или нескольких знакомых сказок (либо рассказанных товарищами); 2 балла — самостоятельное сочинение, в котором использовались стандартные персонажи и стандартные действия персонажей (оценивалось в сравнении с ответами других детей); 3 балла
  • ребенок сочинил сказку или историю с оригинальными персонажами, совершающими стандартные действия; 4 балла — сказка или рассказ со стандартными персонажами, совершающими оригинальные действия, что придает оригинальность сюжету в целом; 5 баллов — в сочинении использованы оригинальные герои и описаны их оригинальные действия.

Диапазон суммарной оценки в баллах — от 0 до 5. Максимальная сумма баллов по трем заданиям — 15. Были выделены три уровня развития сочинительства у детей:

  • I — высокий уровень — 11-15 баллов;
  • II — средний уровень 6-10 баллов;
  • III — низкий уровень — 0-5 баллов.

В результате анализа ответов дети условно были распределены по трем уровням развития сочинительства.

К I-му — высокому уровню были отнесены дети, развитие способностей к сочинительству которых несколько опережает средние возрастные показатели. Они умеют самостоятельно передавать текст рассказа или сказки, описывать игрушку, составлять загадку. Высказывания отличаются содержательностью, яркими образами и характеристиками персонажей, оригинальностью разрешения противоречий, последовательностью изложения, умением связать основные детали с второстепенными. В тексте имеется четыре и более эпизода, придуманных ребенком или частично заимствованных из известных сказок, в наличии все структурные элементы рассказа. Ребенок с высоким уровнем сочинительства имеет хорошо развитую грамматически правильную связную выразительную речь. Рассказ озаглавлен.

Примером высокого уровня развития сочинительства может служить рассказ Максима Л.: «Сказка называется «Злой волк в добром лесу». Жил-был однажды злой волк. И друзей у него не было — никто не хотел дружить с таким злым, даже злые волки. У него был странный вид: шерсть торчит в разные стороны, зубы большущие, глазищи светятся, а по характеру-то он был добрый: никому плохо не делал. Но его все боялись.

И вот как-то раз пришли другие волки. Еще злющее. Они схватили его, связали и потащили. Тащут-тащут, а он плачет-плачет. И вот притащили они бедненького в свой дворец. А он просится у них: «Отпустите меня, ну, пожалуйста, отпустите!» А злющие волки и говорят: «Ты сам злой, вот и сиди здесь, чтобы тебя никто не боялся».

И посадили они его в кресло, а заставили сидеть там целый день. А он сидел-сидел и, когда стража отвернулась, тихонечко слез с кресла и спрятался под столом. А стража-то и не увидела! А злой волк обрадованный такой, что даже подобрел. Все в лесу узнали это и спасли его от злющих волков. Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец!»

II уровень — средний. Несовершенства сочинений и различного рода неточности, обнаруживаемые в процессе изложений, находятся в допустимых пределах. Сочинения композиционно и логически завершены, однако количество выделяемых в тексте эпизодов невелико (три-четыре), некоторые структурные элементы сюжетного и описательного рассказов неполные — ребенок указывает лишь основные детали.

К среднему уровню отнесен рассказ Наташи В.: «Я расскажу про маленькую собачку. Жила-была маленькая собачка в большущей квартире. И была она такая маленькая, что никто ее не замечал. И однажды на маленькую собачку наступил какой-то дядя. Он-то был большой и не заметил ее. Собачка рассыпалась на маленькие кусочки. Пришел тогда мальчик, увидел, что дядька сломал его собачку и расплакался.

И тут явился Домовой. Он был добрый и пожалел мальчика. А когда мальчик лег спать, Домовой собрал в кучу кусочки, топнул ногой, хлопнул в ладони, и собачка стала целенькой. Да еще и ожила. Мальчик проснулся и увидел: собачка целенькая, да и живая. Как он обрадовался! Он целовал ее и гладил. А Домовой из-за шкафа любовался им. Вот такая сказка».

III уровень, низкий, характеризуется тем, что особых нарушений речи ребенок не имеет, однако сочинительство не получило достаточного развития. Ребенок при составлении рассказа допускает перестановки, пропуски некоторых частей повествования. В высказываниях присутствует не более двух-трех эпизодов, чаще заимствованных из знакомых художественных произведений. Сочинения логически не завершены, маловыразительны, не отличаются оригинальностью. Ребенок не всегда точно употребляет слова, испытывает затруднения при отборе нужных слов, что нарушает плавность изложения.

Примером рассказа, отнесенного к низкому уровню, может служить история, сочиненная Петей Л.: «Жил-был пес. Его звали Бобик. И был у него друг Шарик. Они вместе пошли в гости к Бобику. Тот его угощал котлетами и всякими там… ну, этими… ну всем, что было. Пришел откуда-то хозяин и ругался… Шарик убежал в будку. Он испугался. А хозяин как стал ругаться, что даже Бобик убежал. Все».

Средний показатель уровня развития сочинительства у детей высчитывался по формуле: Х = Е/К, где Е — общая сумма баллов в группе, N — количество детей в группе. По ЭГ были получены следующие данные: X = 123/20 = 6,1 балла. Данные по КГ такие: Х1 = 126/20 = 6,3 балла. В обоих случаях степень развития сочинительства соответствует среднему уровню.

Формирующий эксперимент заключался в том, что с детьми ЭГ на протяжении шести месяцев проводилась работа, направленная на развитие у них воссоздающего и творческого воображения в изобразительной, музыкально- ритмической и театральной, в познавательно-практической деятельности, в процессе формирования элементарных математических представлений.

В изобразительной деятельности детям предлагались следующие задания: рисование в различных техниках, передача настроения через цвет, усовершенствование предметов (елочные игрушки, украшения), воплощение воображаемого через формотворчество (лепка). В музыкально-ритмической и театральной деятельности предусматривались такие задания, как создание образа с помощью танцевальных движений и движений-имитаций, представление образа или действий в процессе слушание музыки с закрытыми глазами, обыгрывание ситуаций из жизни группы или личного опыта детей.

Познавательно-практическая деятельность детей сопровождалась заданиями типа: представить образ объекта наблюдения или опыта в будущем или в прошлом, создать воображаемый образ, используя природный и бросовый материал. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольникам предлагалось создавать образы, используя комплекты геометрических фигур из игр- головоломок, проводились дидактические игры «На что это похоже?», «Волшебные картинки», «Перевертыши», «Волшебный кружок» и т.п., применялись элементы теории решения изобретательских задач.

Аналогичные задания в качестве контрольных дошкольники выполняли до и после формирующего эксперимента, что позволило выявить его эффективность. Творческая деятельность детей оценивалась по следующим критериям: активность включения в деятельность, степень заинтересованности, оригинальность подходов в разрешении противоречий, качество выполнения задания.

По результатам выполнения каждого задания ребенок получал от 0 до 1 балла. 0 баллов давалось, если ребенок был неактивен в процессе выполнения задания, безинициативен, часто отвлекался, ответы и действия носили стандартный характер, выполнял задание некачественно, не доводя начатое до конца. 1 балл ребенок получал, если легко включался в деятельность, задание выполнял увлеченно, не отвлекаясь, ответы и действия носили оригинальный, творческий характер, задание было выполнено добросовестно, доведено до конца.

Максимальная сумма баллов по 16 заданиям — 16. На основании количественной обработки были условно выделены три уровня развития воображения у детей: I высокий — 11-16 баллов, IIсредний — 6-10 баллов, III низкий — 0-5 баллов.

Приведем примеры выполнения заданий, отнесенных к высокому уровню.

Передавая свое настроение через цвет в рисунке, Оля С. изобразила красное пятно с оттенками желтого и синего цвета. Свой рисунок девочка прокомментировала следующим образом: «У меня веселое настроение, но иногда я задумываюсь, поэтому добавила немного желтенького. А синяя краска — это когда меня обидит кто-то. Это тучка нашла на мое хорошее настроение».

Алена З. «оживила» геометрические фигуры, дала им имена, выдумала город, в котором они живут, транспорт, на котором ездят «треуголки» и «треуголы», «кругляки» и «круглянки», «квадраты» и «квадранки», чем они питаются, рассказала о характерах, которые зависят от наличия и остроты углов и т.д.

Эта же девочка рассказала оригинальную экологическую сказку про водяную капельку на занятии по ознакомлению с природой (познавательно- практическая деятельность): «Сказка называется «Про капельку». Жила-была в одной луже капелька. У нее было много подружек — такие же капельки, только все разноцветные. И когда солнышко заглядывало в большую лужу, все капельки переливались разными цветами и смеялись над бедной Капелькой, ведь она была белая. Ей было очень обидно. Что все подружки красивые и что все смеются над ней.

И с горя она превратилась в пар и улетела жить на большое облако. Там ее никто не обижал — там все были белые. И бедненькой Капельке стало там скучно, ведь все одинаковые, а так неинтересно. И тогда она поняла, что лучше быть некрасивой, но зато другой. И заплакала она с горя, и превратилась снова в капельку, и упала с неба прямо в большую лужу. И как испугалась — все подружки стали черные!

Там еще старая капля жила и сказала она Капельке: «Это плохой мальчик в лужу залез и помутил воду. А за это он ноги промочил и простудился. Теперь болеет и пьет горькое лекарство. Будет знать, как в лужи лазить!»

А беленькая Капелька его пожалела, и когда он выздоровел, от радости стала разноцветной, самой-самой красивой!».

«Срезы», проведенные до и после формирующего эксперимента показали значительно возросший уровень воображения у детей ЭГ по сравнению с уровнем воображения воспитанников КГ. Если до формирующего эксперимента к высокому уровню относились 1 ребенок ЭГ и 3 ребенка КГ, то после него цифры изменились следующим образом: 17 и 5 детей соответственно. К среднему уровню до формирующего эксперимента относились 10 детей ЭГ и 8 — КГ, после него — 1 и 6 детей соответственно. Наконец, к низкому уровню до эксперимента было отнесено по 9 детей из каждой группы, а после него 2 ребенка ЭГ и 9 детей КГ.

С целью определения влияния выполнения детьми заданий, способствующих формированию воображения в неречевых видах деятельности, на развитие их словесного творчества был проведен контрольный эксперимент. Детям обеих групп были предложены задания, аналогичные тем, что давались на констатирующем этапе эксперимента. Средний показатель уровня развития сочинительства у дошкольников высчитывался по уже упомянутой формуле. Были получены следующие результаты. Средний показатель уровня сочинительства в ЭГ стал: Х = 171/20 = 8,5 балла. После формирующего эксперимента он увеличился на 2,4 балла. Средний показатель уровня сочинительства в КГ: Х1 = 143/20 = 7,1 балла — увеличился на 0,8 балла.

Таким образом, можно утверждать, что повышению уровня сочинительства способствует целенаправленная работа по формированию у дошкольников воссоздающего и творческого воображения не только в процессе обучения рассказыванию, но и в различных видах неречевой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной, познавательной и др.)

Н.С. Старжинская


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх