Фактор риска для угрозы здоровья малыша

Чаще всего к факторам риска психического развития и психологического здоровья малыша относят дефицит общения его со взрослым, депривацию, ущемление его потребности в общении — о нем мы ещё поговорим особо. Вместе с тем, и противоположная дефициту общения патология — переизбыток его — также может неблагоприятно сказаться на психологическом здоровье малютки. Порой наблюдаемая в современных семьях, как правило, в случаях материнской гиперопеки — она приводит к перевозбуждению, сверхстимуляции ребёнка.

Например, мама Олега стремится постоянно находиться рядом с сыном в период бодрствования. Она считает, что хорошая мать должна предугадывать все желания ребёнка и стараться их исполнить. Самое главное (в представлении мамы) — использовать каждую минуту бодрствования малыша для его интенсивного физического и психического развития. Мама отрицает наличие у ребёнка выраженной потребности в саморазвитии. В связи с этим постоянное присутствие мамы, а чаще — нахождение у нее на руках, беспрерывное активное эмоциональное общение с мамой — привычная для малыша социальная ситуация развития. Другие члены семьи к ребёнку не допускаются, т.к. мама считает, что только она знает, как правильно ухаживать за малышом и как его воспитывать.

Позже, в раннем и даже дошкольном возрасте, ребёнок также почти не имеет времени для саморазвития: мама приобретает огромное количество игр, книг, с помощью которых стремится интенсивно развивать ребёнка. Итог такого воспитания — к концу дошкольного возраста у ребёнка отсутствуют инициативность, самостоятельность, крайне низкий уровень развития игровой деятельности, творческого воображения. Негативным последствием такой патологии перевозбуждения и сверхстимуляции является и перенапряжение нервной системы мальчика. Так, продолжительность сна Олега значительно превосходит возрастную норму (например, продолжительность дневного сна обычно составляет у него к 5 годам 4-5 часов).

Как фактор риска психологического здоровья ребёнка младенческого возраста некоторыми психологами рассматривается и чередование сверхстимуляции с пустотой отношений — структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребёнка (О.В.Хухлаева и др.). При таком виде патологических взаимоотношений малыш то получает много тепла и внимания, то долгое время остается в одиночестве.

Негативно сказывается на психологическом здоровье ребёнка и формальное взаимодействие с ним, лишенное эротических проявлений, значимых для нормального развития. Особенно же пагубны последствия безличностного формального общения, характерного для госпитализации нового типа — институциализации. Венгерский врач и педагог Э. Пиклер, первая обратившая внимание на данное явление, отмечает привалирование у взрослых, ухаживающих за маленькими детьми в домах интернатного типа демонстративных форм безличностного, шаблонного, формального подхода к малышам. Отсутствие при этом индивидуализированного, личностного общения с ребёнком, обращение с ним как со своеобразной куклой приводит к возникновению у такого малыша безличностного отношения к взрослому, пассивности, безынициативности.

Е.А.Панько, Е.П.Чеснокова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх