Развитие коммуникативных умений детей в процессе общения

В психолого-педагогических исследованиях придается большое значение изучению признаков, по которым можно судить об уровне потребности ребенка в общении.

Важным аспектом в этом направлении является характеристика генетической последовательности возникновения разных форм общения. Так, генетически ранней формой общения ребенка со взрослым является непосредственно-эмоциональное общение, которое определяется как ведущий вид деятельности во время всего первого года жизни малыша. Взрослый устраивает атмосферу общения, способствует развитию ориентировочной активности детей.

Под влиянием взрослого, которое выражается в доброжелательном внимании к ребенку, складывается коммуникативная потребность малыша. На доречевом этапе развития ребенка взрослые сопровождают действия малыша речью, что обеспечивает возникновение ситуативно-деловой формы общения. Ее зарождение характеризуется потребностью ребенка во внимании со стороны взрослого, в удержании этого внимания, в достижении эмоционального контакта. Кроме того у ребенка появляются деловые мотивы — стремление к сотрудничеству со взрослым в форме совместной деятельности, растет количество невербальных средств общения, развиваются элементарные вербальные средства. Внутри ситуативно-деловой формы общения происходит бурное развитие предметной деятельности, которая становится ведущей деятельностью детей раннего возраста. Дети постепенно осваивают связь действия и слова и начинают включать названия действия, предмета и его качества в свой активный словарь.

Таким образом, речь вплетается в предметную деятельность, сопровождает ее. В структуре ситуативно-деловой формы общения речь приобретает ряд типичных черт: лексика связана с конкретной ситуацией (преимущественно сопроводительной, когда глаголы фиксируют конкретные предметные действия), предложения простые и короткие. На базе предметных действий развивается, обогащается, уточняется речь ребенка, которая в свою очередь, становится фиксатором успешного освоения предметных действий. В ситуативно-деловой форме общения развиваются коммуникативные потребности ребенка.

В отличие от детей раннего возраста у детей-дошкольников действуют более разнообразные мотивы общения: от ситуативно-деловых до самых сложных мотивов, определяемых потребностью в познании, личностными интересами.

Проблема отношения ребенка к речевой действительности в психологических исследованиях рассматривается с позиции социально-исторической обусловленности развития речи ребенка. Л.С.Выгодский исходил из концепции социальности речи, социальной обусловленности ее развития. Речь выступает для ребенка, прежде всего и раньше всего, как средство общения, т. е. в ее коммуникативной функции. Вначале активность ребенка такова, что речевые и двигательные элементы в ней переплетены, позже речь постепенно приобретает указательную роль по отношению к окружающему миру. Функция совместной предметно-практической деятельности со взрослым укрепляет функцию указания и обозначения, называния предмета словом. Формирование форм речи определяется развертыванием общения и контактов ребенка, который отвечает на вопросы взрослого, интересуется у него названием предметов, обращается за помощью при трудностях в ходе деятельности. Развивается речевой диалог, являющийся наряду с монологической речью центральным звеном в речевом развитии ребенка

Речь ребенка сначала связана с ближайшей действительностью, она пробуждается из такой ситуации, в которой он находится и связана с ней. Но это разговорная речь и она направлена на собеседника и выражает желание, просьбу, вопрос, т. е. потребность вступить в общение.

На доречевом этапе развития ребенку требуется помощь взрослого в установлении эмоционально-действенного общения, а на речевом уровне — потребность в общении в условиях продолжительной ситуации. В структуре ситуативно-делового общения развиваются коммуникативные умения ребенка.

Мамонько О.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх