О личном пространстве детей

Личное пространство детей старшего дошкольного возраста определяется нами как пространственная сфера вокруг ребенка, широта которой обусловлена степенью освоения им социального пространства, характером доминирующей деятельности и выполняющая функцию адаптации ребенка к социуму, развития отношений со сверстниками и взрослыми.

Опираясь на основные положения системного подхода, считаем, что личное пространство как открытая система имеет связи с внешними системами, т.е. его развитие по определению невозможно без включения индивида в систему межиндивидуальных связей, в которых происходит определение и осознание индивидом своего личного пространства, очерчивание его границ. Личное пространство социально обусловлено потребностью ребенка в определении своего места в мире и реализуется в социально значимой деятельности, в нашем случае в двигательной деятельности.

С одной стороны, личное пространство как подсистема входит в более крупное системное образование — личность. С другой, как элемент этой системы включает в себя такие компоненты как:

  • поведенческий;
  • компетентностно-мотивационный;
  • организационный.

Поведенческий компонент личного пространства представлен характером двигательной деятельности при выполнении упражнений, умением ребенка ориентироваться в пространстве, согласовывать свои двигательные действия в достижении цели. В основе пространственной ориентировки, отвечающей за определение местоположения и получения информации об окружающем мире, лежит полноценное развитие сенсорных систем организма (слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной, а также вестибулярной системы) и координационных способностей, с помощью которых дифференцируются пространственные параметры.

С помощью зрительного анализатора, обеспечивающего анализ и обработку зрительных стимулов, формирующего зрительные ощущения и образы ребенок старшего дошкольного возраста определяет местоположение предметов, оценивает расстояние до них и между ними. Слуховой анализатор, обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений, формирует слуховые ощущения. Издаваемый объектом звук оказывается различным в зависимости от расстояния, отделяющего нас от источника звука. Это позволяет ребенку не только узнать звучащий предмет, но и определить, как далеко он находится. Значение двигательного анализатора заключается в выполнении функции восприятия и анализа сигналов от рецепторов мышечной и суставной чувствительности, а также разучивании движений и контроле правильности движений.

Развитие в достаточной степени всех сенсорных систем позволяет ребенку получать более точную информацию о нахождении предметов в пространстве, т.е. происходит взаимодействие двух пространств:

Личного пространства ребенка и пространственного поля, ответственного за построение движений. Сказанное приводит нас к выводу, что эффективное выполнение физических упражнений ребенка и его ориентация в пространстве находятся под контролем нервной системы, и связано со сложнейшими биомеханическими и физиологическими структурами организма.

Решая на физкультурных занятиях задачу развития умений детей ориентироваться в пространстве, мы уделяем внимание таким направлениям как: стимулирование пространственной и мышечной координации в двигательных действиях, умение ориентироваться в пространстве при передвижении, устанавливать пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и т.д.).

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что процесс развития поведенческого компонента личного пространства на физкультурных занятиях представляет собой целенаправленное совершенствование сенсорных систем детей, физических качеств, координационных способностей для успешной пространственной ориентировки, согласованности двигательных актов в решении двигательных задач.

Компетентностно-мотивационный компонент личного пространства представлен одной из ключевых компетенций дошкольника — когнитивной, которая формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности.

Двигательная деятельность ребенка на протяжении дошкольного возраста находится в большей степени под контролем взрослых (в частности руководителя физического воспитания), который показывает ему не только способы выполнения различных упражнений, но также «подталкивает» ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, к самостоятельной двигательной деятельности, к переносу ранее полученных навыков в другие виды деятельности, к оцениванию собственных действий.

В этой связи, компетентностно-мотивационный компонент личного пространства характеризуется, прежде всего, способностью ребенка самостоятельно осуществлять двигательную деятельность, осуществлять собственный выбор для достижения цели, анализировать результат выполнения физических упражнений. В ходе выполнения упражнений дети не только удовлетворяют естественную потребность в движении, но и испытывают удовлетворение при достижении той или иной цели, от открытия новых возможностей в собственных действиях. Учитывая, что мотивационная сфера определяет общую направленность личности ребенка, то мотивационный элемент в двигательной деятельности представлен самовыражением, реализацией ребенком себя в деятельности, личной удовлетворенностью.

Расширение границ жизнедеятельности дошкольника приводит к развитию мотивов, затрагивающих сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Понятие мотив и мотивация тесно связаны с понятием потребность, которая выполняет своеобразную функцию источника поведения. Ученые выделяют ряд мотивов, оказывающих влияние на поведение дошкольника: стремление действовать как взрослый, игровые мотивы, мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, нравственные мотивы, мотив личных достижений, соревновательный и познавательный мотивы.

Необходимо отметить, что в результате двигательной деятельности у ребенка формируется личный опыт в этом виде деятельности. Если цель была достигнута, а затраченные при этом ресурсы (физические, временные и др.) соответствуют, по мнению ребенка, целесообразным затратам, то, помимо удовлетворения данной деятельностью, личность получает не только знания — когнитивную компетентность, но и опыт в этом виде деятельности. При попадании ребенка в схожую ситуацию происходит оптимизация уже сформированного опыта, ребенок стремиться достигнуть цели с наименьшими усилиями и затратами. Другими словами, он пытается повысить личностную эффективность в деятельности и взаимодействии.

Таким образом, характер двигательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста определяет состояние его личного пространства. От степени того, насколько самостоятельно ребенок способен осуществлять двигательную деятельности, анализировать собственную деятельность, зависит его дальнейший интерес к выполнению различных физических упражнений, и вместе с тем определение себя и своего положения в пространстве.

Организационный компонент личного пространства детей старшего дошкольного возраста характеризуется способностью ребенка организовать личное пространство в процессе двигательной деятельности и действовать в нем. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте существенно возрастает объем двигательных действий детей, они овладевают основными видами движений (ходьба, бег, метание, ползание, прыжки), в достаточной степени элементами спортивных игр (футбол, баскетбол) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, на санках и т.д.). Самостоятельная двигательная активность их неуклонно возрастает. В этот возрастной период старшие дошкольники пробуют свои силы в организации подвижных игр, у них проявляется умение самостоятельно определять роли в знакомых и незнакомых подвижных играх, а также контролировать выполнение игровых правил. Приобретенный в движениях опыт способствует умению организовать свое личное пространство, действовать в нем с предметами и без предметов, не нарушая при этом пространство других детей.

Таким образом, личное пространство как открытая система включает в себя следующие компоненты:

  • поведенческий;
  • компетентностно-мотивационный;
  • организационный.

Указанные компоненты необходимо учитывать педагогам в процессе проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста при развитии их личного пространства, которое является для ребенка важной жизненной основой и в любой момент, в любой ситуации, обстоятельствах может повлиять на поведение ребенка, его мотивацию и организацию деятельности.

Е.М. Рейт


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх