Лично-пространственное развитие дошкольников

Категория «личное пространство детей старшего дошкольного возраста» определяется нами как пространственная сфера вокруг ребенка, широта которой обусловлена степенью освоения им социального пространства, характером доминирующей деятельности и выполняющая функцию адаптации ребенка к социуму, развития отношений со сверстниками и взрослыми.

Говоря о развитии личного пространства ребенка в образовательном процессе, также имеется ввиду, развитие ребенка как субъекта деятельности в подпространстве субъекта, т.е. в сфере самости, активности и целенаправленности, а также сфере самореализации

Принимая во внимание, что при включении в деятельность субъектом создается пространство, мы предположили, что развитию личного пространства будет способствовать такая деятельность, которая позволит учесть все вышеперечисленные характеристики личностно ориентированного подхода и принципа субъектности в образовании. Проявлению и формированию субъектности детей дошкольного возраста в полной мере способствует включение их в двигательную активность.

На физкультурных занятиях имеется возможность с помощью различных средств воздействовать на пространственную программу движений ребенка (пространственные представления, ориентировка в пространстве, координационные способности), которая способствует четкой организации его поведения, что способствует успешной адаптации ребенка в обществе, установлению им комфортных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Широкий потенциал предметной области «физическая культура» в развитии личного пространства старших дошкольников потребовал разработки особого принципа, который с одной стороны учитывал субъектную позицию ребенка, с другой — позволил педагогу увидеть возможности лично-пространственного развития каждого воспитанника.

В центре принципа лично-пространственного развития находится ребенок и его личное пространство, которое в силу возрастных особенностей он сам может и не осознавать, как объективно существующее. Напротив, наблюдая за детьми, мы видим их стремление к объединению в микрогруппы. Вместе с тем, дети старшего дошкольного возраста, благодаря развитию самосознания, самостоятельности и склонности к дифференциации своих чувств и отношений к окружающим людям и действительности, могут испытывать дискомфорт, в случае нарушения его личных границ, например: «Меня толкают», «Отойди от меня, мне так неудобно», «Мне мало места» и т.д. Сталкиваясь с этим явлением взрослым, в частности педагогам, необходимо обратить внимание на лично-пространственное развитие каждого ребенка.

Сущность этого развития заключается в обогащении его двигательного опыта, который позволит ребенку самому выбрать то или иное двигательное действие в конкретной ситуации жизнедеятельности. Перед педагогом и руководителем физического воспитания в этом случае, стоит задача стимулировать развитие умений каждого ребенка ориентироваться в пространстве в процессе двигательной деятельности (показать, как действовать при решении двигательных задач в условиях ограниченного пространства, и наоборот, использовать все пространство игровой площадки; какой способ преодоления препятствия наиболее рациональный с точки зрения затрат энергии; как самостоятельно применять уже имеющиеся двигательные навыки в незнакомой ситуации).

Таким образом, сформировав у старших дошкольников вышеуказанные умения, мы незаметно для самого ребенка поможем ему определять и организовывать свое личное пространство, что в дальнейшем поспособствует его успешности в учебной деятельности и повседневной жизни.

Е. Рейт


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх