Литературное образование дошкольников

Целью литературного образования, в том числе дошкольников, является становление их духовного мира, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. Она обладает значительным педагогическим и художественным потенциалом. Наиболее полно его можно реализовать при наличии у педагогов и родителей широкого читательского багажа, владении навыками анализа произведения. Всё это предполагает кропотливую работу с содержанием стихов, образно-эмоциональной стороной поэтической речи. Важность приобщения к современной поэзии, адресованной детям, попробую показать на индивидуальности произведений конкретных авторов.

чтение стихов в детском саду

Одним из современных детских поэтов, создающих популярные стихи, является Ирина Токмакова, чьё высказывание в качестве эпиграфа вынесено к данной статье. Творчеству Ирины Петровны присуще проникновенное раскрытие темы природы — прежде всего, через взаимодействие природы и ребёнка, уподобление природы детству и наоборот. Склонность олицетворять окружающую действительность, лиризм и фольклорный пантеизм (во всём сущем живёт душа) придают её произведениям особую атмосферу живого звучащего мира: «Возле речки, у обрыва, / Плачет ива, плачет ива. / Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? / Может, ветер шаловливый / За косичку дёрнул иву, / Может, ива хочет пить? / Может, нам пойти спросить?». «Осенние листья», «Ели», «Сосны», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Живи, ёлочка!» — эти и другие стихи И. Токмаковой характеризует высокая образность. Развивая психологические традиции классической поэзии, она умеет отразить сложную гамму настроений и чувств ребёнка (цикл «Весело и грустно»), точно передать интонации детской речи. Некоторые произведения похожи на рассказы с характерной для ребёнка лексикой, конструкцией фраз, логическим строением речи: «Эта ничья кошка, / Имени нет у неё. / У выбитого окошка / Какое ей тут житьё? / Холодно ей и сыро. / У кошки лапа болит. / А взять её в квартиру / Соседка мне не велит». Поэтесса часто использует форму миниатюры — наиболее подходящую для малышей. Однако постепенно приучает читателя к увеличению объёма стихов за счёт повторов и наращений. Эти приёмы заимствуются из фольклора и детских игр: «На лошадке ехали, / До угла доехали, / Сели на машину, / Налили бензину, / На машине ехали, / До реки доехали…».

Стихи для детей Якова Акима выделяются особой мягкостью, лиризмом, доверительной и задушевной интонацией. Одним из постоянных мотивов лирики Якова Лазаревича является любовь к природе, обретение себя через неё («Старый вяз», «В лесу», «Облака», «Первый снег», «Яблоко»). Близость классической традиции, динамизм, выразительные эпитеты и метафоры, олицетворения, близкие к отождествлению, позволяют Я. Акиму сделать пейзаж отражающим человеческие чувства и настроения: «Ты видишь, как ветер с листвою играет, / Как в роще деревья себе выбирает? / Берёзка на склоне приметная вроде, / А ветер её стороною обходит. / А может, строптивое деревце это / Не хочет играть с надоедливым ветром? / Берёзка секреты не всем доверяет, / Друзей и подружек сама выбирает».

Картины природы в различные времена года занимают важное место в произведениях поэта Валентина Берестова («Весёлое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»). Валентин Дмитриевич органически сочетает интонации детства с лирической тональностью воспоминаний взрослого, создавая многоплановость авторского видения. Испытывая удивление перед большим и разнообразным миром, в котором постоянно совершается множество перевоплощений, поэт прибегает к олицетворениям, иносказанию, метонимии: «Пряча в складке / Запах сладкий, / Лепесток за лепесток, / Сам себя укрыл украдкой / И уснул ночной цветок». Автор развивает традиции пейзажной лирики А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, достигая классических высот в одном из самых трудных в детской поэзии жанров — лирическом пейзаже: «Бураны, вьюги и метели… / Как много с ними канители, / Как много шума, толкотни! / Как надоели мне они!» — / Так проворчал мороз угрюмый, / И речку лёд сковал без шума, / Деревья скрыла седина, / И наступила тишина». Наряду с лаконичными миниатюрами поэт вводит и более сложные формы, отдавая предпочтение акварельным краскам, экспрессионистической манере письма («Возвращение к природе»).

Природа и детство близки в поэзии Елены Благининой (сборники стихов «Травушка-муравушка», «Улетают — улетели»), образуя единую лирическую тему. Для её воплощения характерны интонации диалога, использование обращений: «— Черёмуха, черёмуха, /

Ты что стоишь бела? / — Для праздника весеннего, / Для Мая расцвела». Язык лирики Елены Александровны гибок и богат, в состоянии передавать тончайшие оттенки чувств и смысла. Этому помогает лёгкость словообразования, свобода поэтических ассоциаций. Стихи поэтессы для малышей («Вместе с солнышком встаю», «Уморилась», «Одуванчик», «Радуга») легко скандируются, их жанровые формы рассчитаны на устное бытование, использована поэтика колыбельной песни, скороговорки, загадки. Как и произведения фольклора, стихи Елены Благининой ритмичны, музыкальны, наполнены звукописью: «Не гуди, / Не зуди, / Наших деток не буди! / Баю-баю, / Не плачь, / Наших деток не булгачь! / Тс-с-с!».

Детский мир, изображённый Эммой Мошковской («Кислые стихи», «Хитрые старушки», «Вперёдсмотрящий», «Жил на свете один человек»), полон радости, счастья, энергии. Каждое из её стихотворений является поэтическим открытием, переданным через богатую эмоциональную гамму переживаний: «Встало солнце кислое, / Смотрит — небо скисло, / В кислом небе кислое облако повисло… / И спешат несчастные кислые прохожие / И едят ужасно кислое мороженое… / Даже сахар кислый! / Скисло всё варенье! / Потому что кислое было настроение». Специфическим свойствам поэзии Эммы Эфраимовны характерны подчёркнутая лексическая простота, склонность обходиться в основном существительными и глаголами (минимальное использование причастных и деепричастных форм, ограниченное употребление прилагательных). Эмоциональная окрашенность речи достигается за счёт активного включения экспрессивных увеличительно-уменьшительных суффиксов и многократных повторов ключевого слова: «Что нам сидеть, / Глядеть в окошко? / Вон по окошку / Ползает мошка. / Вот на окошко / Прыгнула кошка, / Загородила кошка окошко»; «Снег уж не пышный, / Он уж не лыжный, / Он не из ваты, / Он — ноздреватый. / Он уж не белый, / Он — потемнелый…». При кажущейся простоте и лаконизме стихотворения Э. Мошковской богаты в смысловом и эмоциональном плане, в опосредованных образах они передают ощущения, невыразимые в прямой форме: «Снова cо всех дорожек / Ветер лето сметает. / Сел на скамейки дождик / И никого не пускает…». Произведения автора ритмичны, музыкальны, фонетически организованы, насыщены динамикой и образностью.

Поэзию Юнны Мориц исследователи определяют как экспериментальную. Они отмечают, что почти каждое стихотворение поэтессы (в особенности это касается сборников «Сто фантазий», «Чудесатые дела», «Букет котов») может быть расценено как манифест, утверждающий объективную силу воображения, призыв к читателю следовать поэтической фантазии. По определению И.Н. Арзамасцевой, этот «необъятный рай» мечты преобразует реальный мир до неузнаваемости, помогает ребёнку не расставаться с детством и сказкой, быть лучше, счастливее, талантливее. Важную роль в поэзии Юнны Петровны играют эпитеты (зелёно-голубой Херсон, малиновый ёжик, сладкая загадка). Обычные или экстравагантные, они передают внутреннее состояние автора, его настроение, восприятие мира: «Но только лошади / Летают вдохновенно! / Иначе лошади / Разбились бы мгновенно. / И разве стаи лошадиных лебедей / Поют, как стаи лебединых лошадей?». Не менее важны у Ю. Мориц повторы, развитие в стихотворении вариаций одного и того же мотива, позволяющие уловить естественное движение образа, соответствующее движению чувств. Многие стихотворения поэтессы благодаря пластической переменчивости ритмов, интонаций и музыкальности стали песнями: «Под грустное мычание, / Под бодрое рычание, / Под дружеское ржание / Рождается на свет / Большой секрет / Для маленькой, / Для маленькой такой компании, / Для скромной такой компании / Огромный такой секрет». Стихи Ю. Мориц написаны «на вырост»: автор высоко поднимает планку детского художественного восприятия — на уровень смыслового и эстетического содержания текста (эстетизм здесь определяет или заменяет морализаторство), на уровень фантазии и творчества ребёнка, в том числе и в области слова.

Современный поэт Роман Сеф также предъявляет к литературе для детей требования высокой художественности. Он считает, что талантливое произведение воспитывает само по себе, без дополнительной педагогической нагрузки (эстетический факт должен преобладать над идеей). По мнению Романа Семёновича, стихотворение для детей должно быть системно организовано: все приёмы в нём согласованы, рифмы и сравнения точны. Подобная чёткая организация призвана помочь выразить далеко не однозначное, порою «недетское» содержание: «…Тебе сегодня / Восемь лет, / Перед тобой / Весь белый свет, / Но где-то / Во Вселенной / Летит, / Летит, / Летит, / Летит / Твой голубой метеорит — / Подарок драгоценный». Стихи Р. Сефа, например, в сборнике «Храбрый цветок», адресованном детям раннего дошкольного возраста, отличаются особой проработанностью формы, лиризмом. Метафоры, на которых они построены, открывают «глубины» хорошо известного ребёнку слова. Помогает его «заново услышать» также ритмико-звуковое оформление поэтической речи: «Во дворе / На траве / Горит Солнышко. / На зелёной ноге / Стоит Солнышко. / В каждом Солнышке / Сотня Солнышек, / Называется всё — / Подсолнышек». И процитированное стихотворение «Солнышко», и многие другие произведения поэта представляют собой «подобие» детского рисунка, в котором всегда чётко обозначены центральный образ, цвет и эмоциональное отношение.

«Метаморфозы» слова, его «повороты» при интонационных сдвигах, звуковых перекличках, смысловых ассоциациях составляют главную стихию поэзии Генриха Сапгира: «Сказала тётя: / — Фи, футбол! / Сказала мама: — / Фу, футбол! / Сестра сказала: / — Ну, футбол… / А я ответил: / — Во, футбол!». На игре букв, звуков, слов и явлений (нередко проявляющейся и на графическом уровне) строятся стихи из «Забавной азбуки», «Нового букваря», напоминающие небылицы, словесные путаницы, кумулятивные сказки: «Музыкант играл на трубе. / Труба была похожа на улитку. / Улитка была похожа на домик. / Домик был похож на чашку, опрокинутую. / Чашка была похожа на чайник. / Чайник был похож на Ивана Ивановича. / Иван Иванович был музыкант и играл на трубе». Малые поэтические формы, созданные Генрихом Вениаминовичем для читателей дошкольного возраста (скороговорки, считалки, загадки, игры), нередко выполняют функцию своеобразных упражнений по развитию речи: «Что за Ли? / Что за Мон? / В звуках нету смыла. / Но едва шепнут: — Лимон — / Сразу станет кисло». В ориентированных на детское словотворчество стихах Генриха Сапгира («смеянцы», «пельсиски», «стакелки», «никчимушек полный гамазин», «тигрессы», «бракадабра») ощутимы традиции ОБЭРИУ, игровой поэзии первой трети XX века.

Анализ творчества современных детских поэтов позволяет сделать вывод о том, что созданные авторами стихотворения, содержащие весомую нравственную составляющую, выходят за рамки прикладных педагогических задач, отвечая важнейшему критерию оценки поэтических произведений — художественной выразительности текста.

Произведения современных поэтов можно и нужно использовать в процессе формирования у детей дошкольного возраста навыков выразительного чтения, умения выделять образные средства — эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Их умелое применение развивает творческие способности детей в области слова.

Литература:

1.Большая книга стихов для самых маленьких: Для дошк. возраста. — Минск: МЕТ, 2003. — 319 с.

2.Большая книга стихов для чтения в детском саду / сост.: И.П. Токмакова, Э.И. Иванова. — М.: Планета детства, 2000. — 512 с.

3.Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии / Н.И. Павлова. — М.: Дет. лит., 1987. — 140 с.

4.Приходько, В.А. Поэт разговаривает с детьми / В.А. Приходько. — М.: Дет. лит., 1980. — 223 с.

5.Русская поэзия детям: Т. 1—2 / сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — Т. 1. — 766 с. — Т. 2. — 750 с.

6.Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / под ред. Г.А. Чёрной [и др.]. — М.: Флинта; Наука. — 2001. — 512 с.

7.Синицына, Е.И. Умные стихи / Е.И. Синицына. — М.: Лист, 1999. — 168 с.

 

И. Добрицкая


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх