Логика детских рассуждений (часть 2)

В обучении детей умению рассуждать используются игры с опорой на наглядный материал и на вербальной основе. Начинать лучше с первых. Наглядность, которая представлена картинкой, натуральным предметом, игрушкой, помогает ребёнку правильно и логично выразить свою мысль в связном речевом высказывании. В свою очередь логичность суждения дошкольника способствует формированию у него навыков и умений объяснительно-доказательной речи.

Использование игр и игровых упражнений предполагает овладение детьми навыками построения собственных высказываний типа рассуждений, когда ребёнок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, комбинирует их каждый раз по-новому. Игры, разработанные на природоведческом материале, в большей степени способствуют развитию навыков объяснительной речи.

Игры и упражнения проводятся с детьми как в повседневной жизни, включая в различные виды деятельности, так и в процессе специальных речевых и художественно-речевых занятий. Обучая умению рассуждать, необходимо сформировать у воспитанников умение выделять главные признаки предмета или явления. Они необходимы для того, чтобы, доказывая, можно было приводить максимальное количество аргументов. Для обоснования правильности мысли дошкольник может использовать описание предмета, явления, события, их характеристику. Описание даёт возможность нарисовать словесный портрет предмета. При этом старший дошкольник выделяет как существенные, так и второстепенные признаки, действия, качества рассматриваемого предмета. С этой целью проводят игры «Вам посылка», «Подумай и скажи», «Когда это бывает», «На что похоже», «Общее и различное», «Кто узнает».

Большую трудность вызывает у детей употребление сложноподчинённых союзов потому что, за то что, так как, поэтому для связи частей рассуждения. В этом случае воспитатель должен предложить игры и игровые упражнения, которые будут непосредственно направлены на овладение способами связи структурно-смысловых частей рассуждения. Обучение построению синтаксических конструкций, выражающих причинные и целевые отношения, способствует тому, что речевое высказывание ребёнка становится ясным, убедительным, понятным. Формировать эти навыки можно с помощью игр «Вопросы к сказкам», «Ответь, почему», «Обобщения».

Большую группу составляют игры, упражняющие в умении выделять нарушения в логике событий, делать умозаключения. В них старшие дошкольники учатся определять нелогичные ситуации, нелепицы, несоответствие предметов, явлений и т.д. Играя, они используют в своей речи сложноподчинённые предложения, которые ярче отражают наличие определённых логических связей, а также слова во-первых, во-вторых, например, которые дают им возможность делать своё высказывание наиболее аргументированным и убедительным. Детская игра в нелепицы  — это фактически проверка того, прочно ли усвоил ребёнок внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними.

Воспринимая небылицу, малыш представляет красочную образную картинку, которая составляет мир его повседневных впечатлений. И в тоже время понимает, что что-то в ней не так. Дети с интересом играют в такие игры, как «Бывает — не бывает», «Чудо-зоопарк», «Путаница».

Правильному установлению детьми логической последовательности событий способствуют игры, направленные на формирование умений построения связного развёрнутого высказывания. Они развивают способность к самостоятельному поиску языковых средств для выражения связности мысли и построения развёрнутого высказывания. Во время знакомства с играми такого типа воспитатель даёт детям образец доказательства и показывает способы связи смысловых частей рассуждения.

С удовольствием старшие дошкольники решают речевые логические задачи. По мнению Н.Ф. Виноградовой, их решение плодотворно влияет на развитие у детей словесно-логического мышления, что, соответственно, находит отражение в совершенствовании их связных высказываний. Речь становится более достоверной и последовательной, в определённой мере убедительной и доказательной.

Познание окружающего мира осуществляется и в процессе восприятия произведений художественной литературы. Дети живут мысленно вместе с героями произведения, действуют вместе с ними, сочувствуют, сопереживают им. У них формируется личностное отношение к прочитанному материалу. Старшие дошкольники уже способны не только увидеть скрытые причины поступков героев художественных произведений, но и дать им оценку.

Особое место в круге детского чтения занимают произведения нравственного характера. Знакомство с ними обогащает представления дошкольников о нормах морали, культуре поведения в обществе. Проникновение в их содержание требует от детей высокой духовности. Чтобы оценить поступок героя, необходимо пережить события, изображённые автором, самому осознать «что такое хорошо и что такое плохо».

Морально-этическая беседа, развёрнутая на основе художественного произведения, направлена на формирование мотивов поведения, которыми ребёнок мог бы руководствоваться в своих поступках, объяснение норм и правил человеческой морали.

Как правило, содержанием этих бесед являются реальные жизненные ситуации и поведение окружающих людей, прежде всего самих детей и их сверстников. Руководствуясь опережающей инициативой, педагог должен стремиться, чтобы дошкольник сам пытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Начало беседы ставит своей целью заинтересовать его, вызвать у него определённые отношения к выделяемой морально-этической категории, обратить на неё внимание и в тоже время способствует развитию навыков объяснительной речи.

В начале беседы используется такой приём, как проблемный вопрос. Например: «Кого можно считать верным и преданным другом?» Выслушав ответы, педагог переходит к чтению произведения на соответствующую тему. Начинать беседу можно и с разрешения проблемной ситуации. Всегда интересна беседа, которая начинается с описания какого-нибудь конкретного события, недавно случившегося с кем-то из детей.

Целью основной части беседы является понимание конкретного содержания определённой моральной категории, осмысление норм и правил морали и выражение дошкольником своего осознанного отношения к конкретным фактам и явлениям в связном высказывании. Например, после чтения рассказов В. Хомченко «Яблоко» и В. Осеевой «Печенье» воспитатель спрашивает: «Кто из детей вам больше понравился? Почему понравился Михасик и не понравились Вова с Мишей? Как вы думаете, почему надо заботиться о своих родных?»

Постепенно педагог переводит беседу от темы, связанной с содержанием произведения морально-этического характера, к какой-нибудь общей теме, касающейся жизни данного дошкольника или его ровесников. При этом, по мнению Е.О. Смирновой, взрослый должен не только спрашивать ребёнка, но и быть активным участником разговора, высказывать своё мнение о конфликтах и событиях, рассказывать о себе, своих знакомых. Тема разговора в этом случае должна оставаться постоянной на протяжении всего занятия.

Необходимо отметить, что, развивая мыслительные способности и связную речь ребёнка, нельзя останавливаться только на формировании у него умения решать предложенную задачу. Важно воспитывать у дошкольника желание активно взаимодействовать с окружающим его миром, исследовать социальную действительность, экспериментировать с окружающими предметами, самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы.

Д. Дубинина


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх