Методика руководства свободным (необязательным) трудом дошкольников

Свободный труд организуется в форме поручений и совместного с взрослыми труда, которые отличаются друг от друга тем, что в совместном труде ребенок выполняет трудовое задание вместе с воспитателем, а в поручениях — самостоятельно. Но и та, и другая форма предусматривает вовлечение детей в работу на добровольной основе, то есть когда они изъявляют желание, не преднамеренно.

Эпизодические поручения — наиболее распространенная форма организации необязательного детского труда, где, в отличие от совместного с взрослыми, дети выполняют трудовые задания самостоятельно. Воспитатель лишь определяет трудовую задачу, показывает или напоминает способы ее решения. Выполнение детьми эпизодических поручений способствует воспитанию положительного отношения к труду, совершенствованию трудовой деятельности и формированию трудовых умений. Когда ребенок желает трудиться, охотно принимает трудовую задачу, легко усваивает новые способы действия, овладевает умением планировать трудовой процесс и стремится получить результат.

Однако для воспитания у детей способности преодолевать трудности эта форма не всегда подходит, так как в ней не заложены условия, стимулирующие проявление трудовых усилий. К сожалению, дошкольники еще не осознают, что трудовая деятельность связана с преодолением трудностей, и предлагаемые им поручения обычно воспринимают как настоящий труд. Чтобы у них не возникало отрицательного отношения к труду, при появлении малейших признаков утомления или нежелания работать педагог изменяет характер поручения, уменьшает объем работы или увеличивает количество участников, переводит в совместный ;с воспитателем труд или вообще освобождает ребенка от работы. Но ни в моем случае не заставляет ребенка, не взывает к чувству долга, совести, даже если это будет труд по самообслуживанию.

Следует подчеркнуть, что поручения — наиболее приемлемая форма организации труда, в которой трудовое задание можно связать с личной заинтересованностью. А это — важный фактор, влияющий на работоспособность ребенка, его отношение к труду. При этом утомление наступает позже, а радость от полученного результата больше.

Как организовать поручение, чтобы дети выполняли трудовые задания не столько по указанию воспитателя, сколько по собственной инициативе?

Во-первых, целесообразно в начале обнаружить намечающуюся у отдельных детей инициативу. В этом случае трудовые поручения даются детям, которые сами предлагают свои услуги: «Можно я буду раскладывать ложки?», «Я хочу подметать веранду», «Разрешите мне покормить рыбок». Обычно это бывают одни и те же дети, и, к сожалению, их немного — четыре-пять человек на всю группу. Трудно сказать, как сформировалась данная позиция этих ребят: под чьим влиянием, при каких обстоятельствах, какими мотивами, они руководствуются. Но реакция воспитателя должна быть адекватной — он предоставляет им возможность реализовать возникшее желание и ставит в пример другим детям. Если ребенок предлагает свои услуги в работе, которая ему явно не по силам, то можно организовать совместный с воспитателем труд, но не отказывать ему.

Во-вторых, так же, как и при совместном с взрослым труде, воспитатель организует выполнение трудового поручения на основе подражания. В присутствии своих воспитанников он начинает заниматься какой-нибудь работой, объясняя детям не только содержание труда, но и мотив своей деятельности, представляющей значимость и для них. Например: «Копаю землю, хочу посадить здесь ромашки. Когда они зацветут, я срежу их и отнесу домой». Дети сразу проявляют заинтересованность: «А можно и мне посадить ромашку?», «И я хочу», «И я». Воспитателю остается толь-ко определить объем, условия выполнения трудового поручения и предоставить им возможность выполнить работу самостоятельно.

Поручение может быть организовано и по инициативе воспитателя. Он сообщает детям о необходимости какой-либо работы: «Надо бы вымыть столы», «Сегодня нужно посадить лук», «Пора делать уборку на веранде». Затем спрашивает: «Кто хочет?» Трудовое поручение дается всем, кто захотел. Если желающих не нашлось, то воспитателю придется выполнять эту работу самому. При этом он подчеркивает личную заинтересованность в ее результате: «Ну что ж, если никто не хочет, я сам это сделаю с большим удовольствием. Чисто вымою стол и буду рассматривать за ним новую книжку», «Посажу лук, а когда вырастет, покрошу его себе в суп — ох, как будет вкусно!», «Уберу на стеллаже, а потом поиграю с луноходом». Может быть, кого-то заинтересуют выдвинутые воспитателем мотивы. Если не сегодня, то в другой раз они не откажутся выполнять предложенное взрослым поручение, которое связано с удовлетворением личных потребностей. Выполняя работу с удовольствием, воспитатель дает пример для подражания, который может вызвать у детей ответную реакцию.

Еще один вариант организации поручения — предоставление детям права выбора. Суть этого приема состоит в том, что воспитатель предлагает детям не одну, а две-три работы, а им предоставляется право выбрать одну из них. Как ни странно, но в этой ситуации дети никогда не отказываются от трудового поручения, даже тогда, когда им предлагаются нелюбимые работы. Как показывают наши исследования, любимые или нелюбимые трудовые процессы и операции есть у всех детей. Однако в данном случае они соглашаются трудиться, даже если работа не очень привлекательна.

Интересный вариант организации поручений — опора на замысел. Воспитатель предлагает детям самим найти работу, которой они хотели бы заниматься. Организуется она так же, как и рисование по замыслу. Дети находят предмет, определяют содержание труда, а воспитатель корректирует замысел и помогает в его реализации.

Эффективный прием организации поручений — опора на материальное вознаграждение. Плата за труд, зарплата — обязательные условия труда взрослых. Надо полагать, что и дети заслуживают того, чтобы их труд вознаграждался. Безусловно, мы не можем им платить зарплату за выполненную работу, но отблагодарить ребенка какой-либо вещью, предметом — вполне. Например, за участие в сельскохозяйственном труде воспитатель «платит» детям оставшимися луковицами, семенами, рассадой, которые ребенок имеет право забрать домой или посадить на своей индивидуальной грядке, если она у него есть на территории детского сада. За систематическое выполнение трудовых поручений по уборке группы можно подарить ребенку недорогую игрушку, кусок красивой ткани, предмет для коллекции, самодельную книжечку, сувенир или что-либо другое. Разумеется, о том, что за труд ребенок будет вознагражден, нужно его предупредить заранее и всегда выполнять обещанное. Использование материального вознаграждения — не главное средство вовлечения детей в трудовые поручения. Если можно обойтись без него — хорошо, потому что главное вознаграждение за труд — благодарность и положительная оценка.

Предлагаемые варианты организации трудовых поручений не исчерпывают всех возможностей, так как каждый ребенок — неповторимое существо со своим особым характером, темпераментом. Поэтому взрослому важно знать своих воспитанников, чтобы вызвать у них стремление включаться в работу по собственной инициативе.

Таким образом, совместный с взрослыми труд и эпизодические трудовые поручения предусматривают вовлечение детей в трудовую деятельность при наличии у них желания. В основе этих форм организации труда лежит свободный непреднамеренный труд, который не носит обязательного характера, при котором не определяется нагрузка, не ограничиваются сроки выполнения трудового задания. Ребенок выполняет работу, которая ему нравится, включается в процесс и выходит из него, когда пожелает. Ему не надо преодолевать трудности. Но все-таки данная необязательная свободная деятельность — труд, так как в ее основе лежат трудовые действия, преобразующие предмет труда в продукт, направленный на удовлетворение жизненных потребностей.

Этот свободный (необязательный) труд — необходимая школа подготовки детей к участию в обязательном труде, а совместный со взрослым труд и эпизодические поручения следует рассматривать как ведущие формы организации детского труда.

Лысенко В. Д.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх