Методы изучения семьи

Каждая семья по-своему уникальна и неповторима, и ее влияние на ребенка также сугубо индивидуально. Мы не можем не учитывать этот фактор, так как влияние семьи является определяющим для ребенка.

С целью обеспечения единых подходов к воспитанию и развитию малыша педагогу необходимо знать особенности каждой семьи воспитанников группы. Среди методов изучения семьи успешно используются опросы, анкетирование, интервьюирование, домашние визиты, рисунок «Моя семья», мини-собрания на дому и др. Раскроем некоторые из таких методов изучения семьи.

Анкетирование. Довольно часто мы используем анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Конечно, нет гарантии, что все родители искренне ответят на заданные вопросы, поэтому лучше, если анкеты останутся не подписанные респондентами. В таком случае, к сожалению, мы утратим возможность адресно работать с конкретной семьей.

Заполненные родителями анкеты необходимо изучить, проанализировать и использовать полученную информацию для планирования работы с семьей, на родительских собраниях и других мероприятиях.

Метод интервью требует создания условий, располагающих  к искренности респондентов. Лучше, когда интервью проводятся в неформальной обстановке: в семье, в родительской комнате, когда обе стороны настроены на позитивный разговор.

Интервьюирование — это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

  • свободное. Оно не регламентируется темой и формой беседы;
  • стандартизированное. Близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером (или его помощником) или механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона и т. п.).

Требования к проведению интервью:

  • правильный выбор места проведения интервью;
  • обязательное краткое слово интервьюера (перед началом интервью), в котором чётко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса;
  • соблюдение нейтральной позиции интервьюера;
  • организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Особенности беседы, её подготовка и проведение:

  • более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью;
  • составление плана беседы с выделением ключевых вопросов;
  • умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины;
  • умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции;
  • проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей;
  • умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка;
  • фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.;
  • непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. В процессе наблюдения:

  • ставится задача;
  • составляется план;
  • идёт фиксация данных;
  • следует обработка зафиксированных данных;
  • делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения, например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестёр) к братьям (сёстрам); речевое обращение детей к матери, отцу, другим членам семьи и др.

На основании зарегистрированных данных производится количественный учёт данного явления, затем ему даётся соответствующая оценка.

Наблюдения необходимо дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определённые умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности.

Темы тренингов:

  • Как вести себя с гиперактивным ребёнком.
  • Особенности воспитания приёмного ребёнка.
  • Особенности воспитания единственного ребёнка.
  • Как воспитывать близнецов.
  • Особенности общения с больным ребёнком.

Выполнение ребёнком в д/у в присутствии матери, отца (бабушки, дедушки) определённого практического задания. Например, педагог создаёт ситуацию: перед приходом матери (отца и т. д.) ребёнку предлагается разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог наблюдает реакцию родителей (бабушки, дедушки) на выполнение ребёнком задания, характер их помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д.

Рисуночная методика «Моя семья». Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

  • Кого ты нарисовал?
  • Что делает ваша семья?
  • Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?
  • Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

  • как расположены члены семьи;
  • насколько они удалены друг от друга;
  • каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;
  • с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;
  • кто выше ростом, а кто ниже;
  • кто большой по размерам, а кто — маленький;
  • кто в каких красках нарисован.

Метод комментирования картинок. Ребёнку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Ему предлагается описать, «что нарисовано». Например:

  • Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?
  • Как ты думаешь, что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?
  • И т. д.

Данная методика поможет педагогу увидеть стиль отношений и общения в семье ребёнка.

Довольно эффективной формой взаимодействия с родителями, представляющей возможность лучше узнать семью, являются мини-собрания. Они могут проходить в группе, на участке дошкольного учреждения, на дому. Чаще всего мини-собрания охватывают несколько семей (две – четыре), которых интересует какая-либо общая проблема: например, воспитание ребенка в неполной семье, в многодетной семье, закаливание часто болеющих детей и др. По сути дела, эти родители превращаются в группу самопомощи, взаимоподдержки.

Родители обсуждают проблему, ищут пути ее решения. Хорошо, если на мини-собраниях присутствуют воспитатели группы или социальный педагог. Тогда у участников есть реальная возможность слышать разные точки зрения, корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями. Многие родители проникаются симпатиями друг к другу и начинают чаще общаться, дружить семьями, что благоприятно сказывается на семейном воспитании.

А. Гуз


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх